Рекомендации по контролю популяции собак Международного эпизоотического бюро (МЭБ)

Санитарный кодекс наземных животных МЭБ 2012 г. (международное эпизоотическое бюро)

Г Л А В А 7 . 7 .

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И  П О  К О Н Т Р О Л Ю

П О П У Л Я Ц И Й  Б Р О Д Я Ч И Х  С О Б А К

Преамбула: настоящие рекомендации посвящены бродячим собакам и собакам, вернувшимся в дикое состояние, которые создают серьезные проблемы для здоровья животных, здравоохранения населения и благосостояния животных, приводя к серьезным социально-экономическим, религиозным и политическим последствиям во многих странах. Здоровье населения, в том числе профилактика зоонозов (в первую очередь, бешенства), является приоритетом деятельности МЭБ, поэтому он придает первостепенную важность контролю собачьих популяций, проводимому таким образом, чтобы не причинять животным излишних страданий. Выполняя ключевую функцию в профилактике зоонозов и вопросах благосостояния животных, Ветеринарные службы обязаны принимать активное участие в контроле собачьих популяций, координируя свои действия с другими общественными органами и организациями, обладающими компетенций в этой области.

Статья 7.7.1.

Основные принципы

Нижеследующие рекомендации строятся на основе положений Главы 7.1, к которым добавляются два принципа:

1. Ответственность владельцев собак может в значительной мере снизить число бродячих собак и частоту зоонозов.

2. Поскольку экология собак связана с деятельностью человека, эффективный контроль собачьих популяций должен сопровождаться изменением образа поведения самого человека.

Статья 7.7.2.

Определения

Плотность популяции, которую может выдержать среда – высшая граница плотности популяции собак, которую может выдержать жилище в зависимости от достаточности ресурсов (корм, вода, площадь помещения) и согласия на то человека.

Программа контроля популяций собак – программа, целью которой является уменьшение данной популяции бродячих собак до определенного уровня, и/или поддержание ее на этом уровне, и/или управление ею для достижения определенной цели (см. статью 7.7.3.).

Владелец – под этим термином могут пониматься несколько человек, члены одной семьи, жильцы одного дома или структуры, в которой содержатся животные.

Собака, зависящая от владельца – любая собака, за которую человек берет на себя ответственность.

Ответственное поведение владельцев собак – положение, при котором владелец (как он определяется выше) принимает и берет на себя ответственность выполнять ряд обязательств согласно действующему законодательству, касающихся удовлетворения поведенческих, экологических и физических нужд своей собаки, а также профилактики рисков (агрессия, передача болезней или ранение) со стороны своей собаки, от которых могут пострадать другие домашние животные или окружающая среда.

Бродячая собака - любая собака, не находящаяся под прямым присмотром человека или способная избежать этого контроля.

 

В числе типов бродячих собак среди прочих выделяют:

1) бродячих собак, имеющих владельца, но не состоящих под его прямым присмотром или проводящих часть времени на воле;

2) собак на воле, не имеющих владельца;

3) диких или одичавших собак: домашних собак, вернувшихся к естественному состоянию и не зависящих более напрямую от человека в том, что касается размножения.

Статья 7.7.3.

Цели программы контроля популяций собак

Среди возможных целей программы контроля собачьей популяции, среди прочих, выделяют следующие:

1. улучшение состояния здоровья и благосостояния бродячих или зависящих от владельца собак;

2. снижение числа бродячих собак до приемлемого уровня;

3. возложение ответственности на владельцев собак;

4. оказание помощи и поддержание порога антирабической иммунизации собачьей популяции или такой популяции, которая благополучна по бешенству;

5. снижение риска возникновения других помимо бешенства зоонозов;

6. управление другими рисками для здоровья человека (например, паразиты);

7. недопущение негативных последствий для окружающей среды и других животных;

8. пресечение нелегальной торговли и перевозки животных.

Статья 7.7.4.

Ответственность и компетентность

1. Ветеринарные власти

Совместно с другими институтами или компетентными государственными органами Ветеринарные власти несут ответственность за соблюдение законодательства по здоровью животных и благосостоянию животных. Борьба с такими эндемическими зоонозами как бешенство и паразитарные инфекции (в частности, Echinococcus spp.) требует технической экспертизы Ветеринарных властей, поскольку здоровье животных и некоторые аспекты здравоохранения населения относятся к компетентности этих органов. Организация и/или контроль планов управления собачьими популяциями, напротив, могут быть возложены на неправительственные организации и другие, нежели Ветеринарные власти, государственные организации.

2. Другие правительственные органы

Ответственность других правительственных органов зависит от риска, требующего управления, и цели или характера мер контроля, применяемых к собачьим популяциям.

Министерство или любой другой орган, несущий ответственность за здравоохранение населения, обычно играет главную роль и может обладать законодательными полномочиями в области зоонотических болезней. Для предупреждения других рисков для здоровья человека (нахождение собак на автодорогах, агрессия) контроль бродячих собак может возлагаться на службы здравоохранения населения, но чаще он

входит в сферу ответственности местной администрации или других служб, отвечающих за порядок и общественную безопасность на уровне области, района или муниципалитета.

Службы охраны окружающей среды могут брать на себя проблемы, связанные с бродячими собаками, когда они представляют опасность для окружающих (одичавшие собаки в национальных парках, акты агрессии диких животных собаками или передачи болезней дикой фауне). Эти службы могут также прибегать к действиям в ситуациях, когда отсутствие контроля окружающей среды приводит к тому, что популяции бродячих собак угрожают здоровью человека или нежелательны для человека. Так службы защиты окружающей среды могут принимать решение и осуществлять меры для недопущения проникновения собак на полигоны бытовых отходов или к канализационных стокам.

3. Частнопрактикующие ветеринарные врачи

В обязанности частнопрактикующих ветеринарных врачей входит надлежащее консультирование владельцев или лиц, обращающихся с собаками, на предмет получения мнения или лечения.

Частнопрактикующий ветеринарный врач может выполнять важную роль в надзоре за болезнями, поскольку он в большинстве случаев оказывается первым, кто наблюдает собаку, пораженную болезнью обязательной декларации, в том числе бешенством. Приступая к лечению, частнопрактикующие ветеринарные врачи обязаны следовать протоколу, установленному Ветеринарными властями по декларации подозрений на бешенство или другую болезнь обязательной декларации. Частные ветврачи также выполняют важную роль (зачастую совместно с милицией и/или местными органами власти) при работе со случаями невыполнения законоположений, которые могут приводить к проблемам, связанным с неконтролируемыми бродячими собаками.

Частные ветеринарные врачи обладают необходимой компетенцией и обычным порядком вовлечены в санитарные программы и программы контроля популяций собак, среди прочего включающие осмотры, вакцинацию, идентификацию, уход в приютах, стерилизацию и эвтаназию. Чрезвычайно важна связь между частнопрактикующими ветеринарными врачами и Ветеринарными властями, обычным порядком поддерживаемая через профессиональные ветеринарные организации. Ветеринарные власти несут ответственность за создание механизма такой коммуникации.

4. Негосударственные организации

Негосударственные организации (НГО) являются важными потенциальными партнерами врачей Ветеринарных служб, так как они участвуют в привлечении внимания широкой общественности и в сборе средств, необходимых для конкретной поддержки концепции и эффективной реализации программа контроля популяций собак. НГО могут снабжать точной информацией о собачьих популяциях и владельцах животных в данном населенном пункте. Они также могут оказывать помощь при обращении и содержании собак, равно как и в проведении программ стерилизации. Они также могут помогать в деле повышения ответственности владельцев собак, действуя совместно с ветеринарными врачами и ветеринарными властями.

5. Местная администрация

Местная администрация несет ответственность за оказание различных услуг и ведение программ, касающихся здоровья, безопасности и общественных нужд в рамках своей властных полномочий. Во многих странах законодательство наделяет государственные органы местного уровня достаточными полномочиями в сфере здравоохранения населения, здоровья и гигиены окружающей среды, и проверки соблюдения и соответствия законодательству.

Зачастую на государственные органы возложена ответственность за установление и выполнение законоположений, касающихся собак (в частности, регистрацию, микрочипирование, вакцинацию, обязанность держать собак на поводке, брошенных собак), контроля бродячих собак (отлов и помещение в приют) и решение проблем, связанных с контролем в рамках своей компетенции. В принципе, такая деятельность ведется под контролем вышестоящего органа (национального или областного/районного уровней), который располагает экспертами в области здравоохранения населения и здоровья животных. Сотрудничество с частнопрактикующими ветеринарными врачами (в первую очередь, в том, что касается планов стерилизации и вакцинации бродячих собак) и НГО является обычной практикой в деле контроля популяций собак. Какими бы ни были законодательные рамки, в вопросах контроля бродячих собак главное – заручиться поддержкой местных властей.

6.  Владельцы собак

Любое лицо, вступающее во владение собакой, тем самым принимает на себя ответственность за это животное и за его возможное потомство, которая остается в силе в течение всей жизни животного, или вплоть до передачи животного новому владельцу. Владелец должен обеспечивать благосостояние своей собаки (в том числе ее поведенческие нужды) и насколько это возможно, защиту собаки от заразных болезней (путем вакцинации и борьбы с паразитами); он также обязан следить, чтобы она не размножалась против желания владельца (например, путем обращения к контрацепции или стерилизации). Владелец отвечает за четкую идентификацию своей собаки (предпочтительно постоянное клеймение, в форме татуировки или микрочипа) и, если законодательство того требует, должен зарегистрировать животное в общей базе данных. Владелец обязан принимать все необходимые меры, чтобы собака не могла уйти из-под его контроля, что может создать проблемы другим лицам и/или окружающей среде.

Статья 7.7.5.

При разработке программы контроля собачьей популяции властям рекомендуется создавать консультативную группу, включающую в свой состав, по возможности, ветеринарных врачей, специалистов по экологии собак, этологии собак и зоонотическим болезням, а также представителей главных заинтересованных сторон (местных властей, служб/органов здравоохранения населения, служб/органов контроля окружающей среды, НГО и общественности). Основной задачей перед консультативной группой ставится анализ и количественная оценка проблемы, определение ее причин, оценка ожиданий населения по отношению к собакам и выработка наиболее эффективных подходов на кратко- и долгосрочную перспективу.

В числе основных замечаний следует назвать следующие:

1. Выявление источников происхождения бродячих собак

a) бродяжничество собак, имеющих владельца;

б) собаки, брошенные своим владельцами, в том числе щенки, рожденные собакой, имеющей владельца,

репродуктивная функция, которой не была проконтролирована;

в) размножение собак, не имеющих владельца.

2. Оценка количества, распределения и экологических параметров бродячих собак

В числе имеющихся практических инструментов следует назвать регистрационные списки собак, оценку популяций и сбор сведений о собаках, владельцах, собачьих приютах и ветеринарных врачах. Основными факторами, определяющими плотность собачьей популяции, которую может выдержать среда, являются доступ к пище, жилищу и воде, общественные привычки и отношение человека.

Для полной оценки собачьей популяции может быть разработана методика. В Статье 7.7.8. представлен обзор подходящих методик. Избранная методика может применяться систематически для оценки эволюции популяций.

3. Регламентные рамки

Регламентные рамки, могущие помочь властям в создании эффективных программ контроля собачьих популяций, могут включать следующие ключевые элементы:

a) регистрация и идентификация собак и лицензирование собаководов;

б) вакцинация против бешенства и другие меры в целях профилактики зоонотических болезней, в зависимости от случая;

в) акты ветеринарных врачей (например, хирургическое вмешательство);

г) контроль перемещений собак (на национальном и международном уровнях);

д) контроль опасных собак;            

е) регламентация собаководства и продажи собак;

ж) контроль окружающей среды (бойни, свалки бытовых отходов, мясоперерабатывающие предприятия);

з) регламентация собачьих приютов;

и) обязательства владельцев и властей в сфере благосостояния животных.

4. Средства, которыми располагают органы власти

а) человеческие ресурсы;

б) финансовые ресурсы;

в) технические инструменты;

г) инфраструктуры;

д) совместная деятельность;

е) партнерство по линии государственный сектор – частный сектор – НГО;

ж) партнерство по линии: центральная администрация – областная или районная администрация – местные органы.

Статья 7.7.6.

Меры контроля

В зависимости от национальных или местных условий могут применяться описанные ниже меры контроля. Их можно применять как по-отдельности, так и в комплексе. Эвтаназия собак, используемая сама по себе, не является эффективной мерой контроля. В случае обращения к этой мере ее проводят, не допуская жестокости (см. пункт 11 Ст. 7.7.6.) и в комплексе с другими мерами, имеющими своей целью обеспечение эффективного контроля в долгосрочной перспективе. Также важно, чтобы власти тщательно учитывали отношение общества к тому, что касается владения собаками, чтобы добиться общественной поддержки своих действий в деле контроля популяций собак.

1. Кампании по привлечению внимания и юридические рамки возложения ответственности на владельцев собак.

Осознание своей ответственности владельцами собак может в значительной мере снизить число бродячих собак; также она благотворно сказывается на состоянии здоровья и благосостоянии собак, равно как и снижает риски для человека. Ответственность в рамках закона и привлечение внимания являют собой ключевой элемент любой программы контроля собачьей популяции. Сотрудничество с местной

администрацией, НГО, специализирующимися на благосостоянии животных, а также с клубами любителей собак, частнопрактикующими ветеринарными врачами и объединениями ветеринарных врачей облегчает создание и выполнение программ такого типа Ветеринарными властями.

Кампания по привлечению внимания, проводимая с целью повышения ответственности владельцев собак, должна концентрироваться вокруг следующих пунктов (касающихся как собак, содержащихся владельцами, так и их возможного потомства):

a) важность селекции и ухода для обеспечения благосостояния собак и их потомства; этот аспект касается, в первую очередь, адаптации собак к окружающим условиям, средств социальной адаптации и правильной дрессировки;

б) регистрация и идентификация собак (см. пункт 2 статьи 7.7.6.);

в) профилактика болезней, в частности, зоонозов (например, регулярная вакцинация в тех зонах, где бешенство является эндемическим);

г) профилактика негативного влияния собак на человека, с точки зрения условий окружающей среды (загрязнение экскрементами и шум), риски для здоровья человека по причине укусов или автомобильных аварий, и риски для других собак, дикой фауны, сельскохозяйственных животные и животных, содержащихся для любительских целей;

д) контроль размножения собак.

Для повышения ответственности владельцев рекомендуется сочетать юридические инструменты, привлечение внимания общественности и обучение владельцев, равно как и популяризировать взаимодополняемость этих аспектов. Также важно облегчить доступ к средствам с тем, чтобы повысить ответственность владельцев (ветеринарный уход, услуги по идентификации и регистрации, профилактика зоонозов).                                                                                                                      

2. Регистрация и идентификация (лицензирование)

Регистрация и идентификация собак, содержащихся владельцами, являет собой центральный элемент

контроля собачьей популяции Компетентным органом. В данном случае может подразумеваться

обязательность получения лицензии владельцами и собаководами. Регистрация и идентификация могут

быть выдвинуты на первое место в рамках ответственности владельцев собак. Эти вопросы зачастую

связаны с программами здоровья животных (например, по обязательной противорабической вакцинации)

и отслеживанием животных.

Регистрация животных в центральной базе данных позволяет наилучшим образом выполнять положения

законодательства и находить владельцев потерянных животных. Обращение к стерилизации как к

средству контроля размножения собак может получать поддержку в форме снижения регистрационного

тарифа.

3. Контроль размножения

Контроль размножения собак позволяет избежать рождения нежелательных щенков и может помочь в сбалансированности спроса и размера собачьей популяции. Для наиболее рационального использования средств, рекомендуется сосредоточить главные усилия на собаках или их субпопуляциях, размножающихся быстрее других и способных увеличить количество нежелательных бродячих собак. Методы контроля

размножения требуют прямой интервенции ветеринара в случае с каждым животным. Для выполнения этой работы может потребоваться привлечение частнопрактикующих ветеринарных и государственных ветврачей. Правительство или другие организации могут рассматривать возможность субсидирования программ стерилизации в качестве меры на начальном этапе. Контроль размножения входит в сферу обязанностей владельцев и может быть включен в кампании по возложению ответственности (пункт 1 статьи 7.7.6.).

Методами контроля размножения собак являются следующие:

a) хирургическая стерилизация;

б) химическая стерилизация;

в) химическая контрацепция;

г) самки, изолированные от нестерилизованных самцов на время течки.

Хирургическая стерилизация должна проводиться ветврачом в условиях анестезии и с пропиской надлежащих анальгетиков.

Все химические препараты или медикаменты, используемые для контроля размножения, должны быть проверены на предмет безопасности применения, качества и эффективности для целей использования; они должны применяться согласно инструкции производителей и с соблюдением регламентации, установленной Компетентным органом. В том, что касается химической стерилизации и контрацепции, перед обращением к ним может потребоваться проведение исследований и пробного использования на местах.

4. Отлов и обращение

Компетентный орган обязан отлавливать безнадзорных собак и вести поиск их владельца. Отлов, перевозка и содержание собак должны проводится в комфортных для животных условиях.

Компетентный орган должен разработать и соблюдать соответствующие законоположения, а также проводить специальное обучение для оптимального осуществления этих действий. Отлов ведут с минимальным использованием силы, используемый инвентарь должен позволять корректное и уважительное обращение с животными. Использование лассо с металлическими деталями, не покрытыми защитным покрытием, запрещается.

5. Операции по отлову, возвращению владельцам, адаптация и выпуск на свободу

Компетентный орган несет ответственность за разработку минимальных норм по предоставлению приюта (оборудование) и заботе о собаках. Он должен предусматривать возможность содержать животных в течение достаточного срока, достаточного чтобы найти их владельцев, и в случае необходимости, достаточного для наблюдения животных для выявления случаев бешенства.

a) Минимальные нормы содержания в приюте включают следующие элементы:

i) выбор места расположения: главное – доступ к ассенизаторному коллектору, воде и

электрической сети; учитывают также окружающие условия (шум и загрязнение);

ii) размер, концепция и плотность заполненности приютов с учетом физических нужд собак;

iii) меры профилактики болезней; зоны изоляции и карантина.

б) Уход должен включать следующие элементы:

i) свежая вода в достаточном количестве и корм;

ii) меры гигиены и регулярная очистка;

iii) систематический осмотр собак;

iv) наблюдение санитарного состояния и предоставление необходимого ветеринарного лечения;

v) политики и процедуры в вопросах адаптации, стерилизации и эвтаназии;

vi) обучение персонала корректному и безопасному обращению с собаками;

vii) поддержание регистрационных журналов и декларирование властным органам.

Собаки, отловленные на территории какого-либо муниципального образования, могут быть возвращены своим владельцам, либо предложены для пристройства новым владельцам. Этот момент является удобной возможностью повысить ответственность владельцев собак и распространения рекомендуемых практик ухода (в частности, противорабической вакцинации). Власти могут требовать стерилизации собак в качестве контрольной меры перед тем, как предлагать их к пристройству (адапции). Следует удостоверяться, что кандидаты на адаптацию собак обладают требуемыми качествами, и что животные, предлагаемые им, подходят к их личным качествам. Эффективность адаптации может быть ограничена трудностью найти подходящих животных и количеством имеющихся собак.

В некоторых случаях собаки, отловленные на территории какого-либо муниципалитета, могут получить уход (в частности, противорабическая вакцинация), быть стерилизованы, после чего выпущены в место отлова или поблизости от него. Такой подход тем скорее может быть принят, чем присутствие бродячих собак признается неизбежным и принимается местным населением.

Возможность такого решения существует не во всех ситуациях; оно даже может признаваться незаконным в ряде стран и регионов, где бросать собак запрещено. Проблемы, которые создают собаки, как то шум, загрязнение экскрементами, ранение от укусов и автомобильные аварии при этом не решаются, поскольку собак выпускают на территорию муниципалитетов и они оказываются на свободе. Если речь идет о ситуации, когда жители муниципалитета – владельцы собак бросают их, а после стерилизации муниципалитет берет их заботу о животных, следует учитывать риск, что это может способствовать тому, что владельцы будут бросать нежелательных собак. Когда муниципальное образование обладает большим числом собак, программа контроля популяции, направленная на стерилизацию и повышение ответственности владельцев (передача собак новым владельцам) может оказаться более эффективной.

Перед тем, как принимать к действию такой метод, рекомендуется проведение анализа соотношения затраты/выгода. Такие факторы, как финансовые затраты, влияние на традиции владения собаками и безопасность населения должны подвергаться оценке, равно как и выгоды в том, что касается профилактики болезней и благосостояния животных и возможное благотворное влияние на общество.

в) Если такой метод принимается к действию, следует учитывать следующие элементы:

i) Требуется привлечь внимание местного населения к программе для удостоверения в том, что оно понимает ее цели и готово к сотрудничеству.

ii) Методы, используемые для отлова, транспортировки и содержания собак, не должны включать жестокости.

iii) Для хирургических вмешательств должны использоваться надлежащие техники,

подразумевающие обращение к анестезии и анальгезии, и включать постоперационное наблюдение.

iv) Профилактика болезней может включать массовую вакцинацию (противорабическую, например), лечение и обследование на предмет болезней (лейшманиоза, среди прочего), и включать, по необходимости, лечение или эвтаназию животных.

v) Наблюдение за поведением животных позволяет определить, можно ли выпускать собак. Если собаку выпускать нельзя, равно как и адаптировать, должна планироваться ее эвтаназия.

vi) Постоянная маркировка (татуировка или радиодатчик напр.) должна применяться для указания, что животное было стерилизовано. Индивидуальная идентификация также позволяет узнать иммунный статус, полученное лечение и принадлежность животного к организации или органу, несущему ответственность за проведенные акты. Визуальная идентификация (например, ошейник) также может быть использована во избежание необходимости повторного отлова.

vii) Собаку выпускают в месте, максимально приближенном к месту отлова.

viii) Уровень благосостояния выпущенных собак должен проверяться, в случае необходимости принимаются меры.

Собаки, отловленные в границах небольшого муниципального образования, иногда слишком многочисленны или непригодны к размещению у новых владельцев. Если эвтаназия этих нежелательных животных остается единственным решением, ее проведение следует проводить в строгом соответствии с инструкциями Компетентного органа (см. пункт 11 статьи 7.7.6.).

6. Контроль окружающих условий

Следует принимать меры для недопущения доступа собак к источникам корма (полигоны бытовых отходов и бойни, которые должны быть оснащены контейнерами для отходов, недоступными для животных).

Эта мера должна приниматься в сочетании с контролем собачьей популяции, проводимым другими средствами с тем, чтобы не создавать проблем благосостояния животных.

7. Контроль перемещений собак – международные перевозки (экспорт/импорт)

Глава 8.10. содержит рекомендации по международным перевозкам собак между странами, благополучными по бешенству, и странами, признаваемыми в качестве зараженных.

8. Контроль перемещений собак на национальном уровне (обязательство держать собаки на поводке, запрет на бродяжничество собак)

Меры, определяющие перемещения собак, обычно принимаются в стране по следующим причинам:

a) борьба с бешенством, если эта болезнь присутствует в стране;

б) безопасность населения;

в) безопасность собак, имеющих владельца, в зонах или районах, где проводится программа контроля бродячих собак;

г) защита дикой фауны и сельскохозяйственных животных.

Непременно требуется, чтобы законодательство предполагало назначение национальной или местной структуры, наделяя ее достаточными полномочиями в вопросах организации, управления, персонала и ресурсов с тем, чтобы лица, обнаружившие бродячую собаку, сообщали об этом в Компетентный орган.

9. Регламентация торговли собаками

Собаководы и торговцы собаками должны призываться к объединению в ассоциации или вступлению в уже существующую ассоциацию. Ассоциации обязаны нести ответственность за выращивание и продажу собак в здоровом физическом и психическом состоянии. Животные с плохим здоровьем в большей мере рискуют оказаться брошенными, тем самым пополнив популяцию бродячих собак. Ассоциации также обязаны призывать собаководов и торговцев вести консультирование новых владельцев собак по вопросам ухода за приобретенными животными. Законоположения, касающиеся выращивания и торговли собаками, должны включать особые требования по обеспечению жилищем, кормом, водой, подстилкой, занятие физическими упражнениями, предоставлению ветеринарного ухода, ведению профилактики болезней, и предусматривать регулярное инспектирование заведений, в частности, ветврачом.

10. Снижение частоты собачьих укусов

Наиболее эффективным средством снижения частоты укусов собак является привлечение внимания и повышение ответственности владельцев собак. Владельцы собак обязаны реагировать на требования, предъявляемые к владельцам, как то установлено в статье 7.7.6. Требуется внедрить легальные механизмы, позволяющие Компетентным органам накладывать санкции на безответственных владельцев или принимать другие меры по отношению к ним. Программы обязательной регистрации и идентификации облегчают эффективное действие такого механизма. Малолетние дети представляют собой группу наиболее подверженную укусам собак. Государственные программы информирования населения на предмет того, как следует вести себя при встрече с собакой, может значительно снизить количество укусов, почему следует не забывать уделять им внимание. Властям следует прибегать к консультационным услугами экспертов по поведению собак при планировании программ обучения собак и разработке правил безопасности, применяемых к собакам в общественных и частных местах.

11. Эвтаназия

В случае эвтаназии следует придерживаться основных принципов, содержащихся в Наземном кодексе, отдавая предпочтение наиболее простым и быстрым методам, которые позволяют бережное отношение к животному, гарантируя при этом безопасность оператора. Вне зависимости от используемого метода чрезвычайно важно снижать до минимума страх и страдание, причиняемое собакам, привлекая к эвтаназии исключительно хорошо натренированных операторов.

В Табл. 1 описаны методы эвтаназии собак.

Комментарии к методам эвтаназии собак:

а) Иммобилизация

В случае необходимости иммобилизации собаки перед интервенцией или эвтаназией, на этом этапе обязательно тщательно учитывать безопасность оператора и благосостояние животного. Некоторые методы эвтаназии должны использоваться в сочетании с седацией или анестезией, чтобы признаваться соответствующими принципам благосостояния животных.

б) Специальное оборудование

Если для проведения эвтаназии требуется специальное оборудование (например, газовая камера), оно должно входить в систему, специально созданную для этой цели и регулярно проверяемую для гарантии безопасности операторов и соответствия принципам благосостояния животных.

в) Методы, процедуры и практики, перечисленные ниже, не приемлемы поскольку не отвечают требованиям благосостояния животных:

i) Химические методы:

– T61, вводимый без предварительной седации или другим путем нежели интравенная

инъекция

– хлоральгидрат

– протоксид азота: может быть использован в сочетании с другими продуктами путем ингаляции для ускорения анестезии, однако при использовании неассоциированной анестезии у собак не вызывает.

– эфир

– хлороформ

– цианистый калий

– стрихнин

– субстанции, вызывающие нейромускульную блокировку (никотин, сульфат магния, хлорид калия, кураресодержащие препараты): при использовании по отдельности перечисленные субстанции приводят к остановке сердца до потери сознания, из-за чего собака может испытывать боль

– формалин

– продукты бытовой химии и растворители

ii) Механические методы:

– газовая эмболия животных в состоянии сознания

– сожжение живого животного

– обескровливание животных в состоянии сознания

– декомпрессия: расширение газа, закачанного в полости тела, может вызывать сильнейшие боли

– утопление

– гипотермия, быстрое замораживание

– оглушение: оглушение не входит в число методов эвтаназии, и вслед за ним всегда должна применяться техника умерщвления

– смертельный капкан

– электрошок животного в состоянии сознания.

Поскольку новорожденные щенки и взрослые собаки, страдающие от респираторной

недостаточности или повышенного давления, резистентны к гипоксии, методы, строящиеся на достижении состояния гипоксии (CO2, CO, N2, Ar), не рекомендуется использовать у этих животных.

Такие методы не должны применяться к животным моложе 2 месяцев, кроме как для достижения потери сознания; вслед за ними следует обращаться к другим техникам, приводящим к смерти.

Цервикальная дислокация и сотрясение головного мозга используют только в срочных случаях у новорожденных щенков. Операторы должны быть обучены физическим техникам для надлежащего использования их с соблюдением принципов благосостояния животных. За сотрясением головного мозга или цервикальной дислокацией должно обязательно следовать обескровливание.

в) Подтверждение смерти

Каким бы ни был метод эвтаназии, требуется констатировать смерть перед тем как утилизировать животное или оставлять тушку без присмотра. Если животное не погибло, следует обращаться к другому методу эвтаназии.

г) Утилизация туш

Туши должны утилизоваться в соответствии с действующим законодательством. Следует учитывать риск сохранения остаточных веществ в тушах. Сожжение обычно является наилучшим методом утилизации туш.

Табл. 1. Методы эвтаназии собак (см. в конце материала прикрепленный файл)

Аббревиатуры, используемые в Табл. 1 : iv : интравенно, ip : интраперитонально, ic : внутрисердечно

Статья 7.7.7.

 

Надзор и оценка программ контроля популяций собак

1. Надзор и оценка позволяют учесть ряд важных параметров, которые принимались в качестве исходных при начальной оценке (Статья 7.7.5.). Надзор и оценка необходимы по следующим трем причинам:

а) Для повышения уровня эффективности путем выявления слабых и сильных участков в ходе интервенции.

б) Для учета проведенных действий и доказательства того, что программа позволила добиться, поставленных перед ней целей.

в) Для сравнения успеха стратегий, используемых в разных условиях и ситуациях, в случае с использованием стандартных методов.

2. Надзор – это непрерывный процесс сравнения хода выполнения программы с заявленными целями, благодаря которому возможна ее регулярная корректировка. Оценка – это регулярно принимаемая мера, к которой обычно обращаются в критические моменты для проверки того, насколько программа дает искомые и ожидаемые результаты. В этих процедурах используются индикаторы, избранные за способность представлять важные составляющие программы на различных этапах. Создание набора оптимальных индикаторов требует четкого планирования задач программы. Оптимальным набором индикаторов является такой, который отражает интересы всех участников. Стандартная методология позволяет более наглядно сравнивать данные в ходе последующего изучения, равно как и результаты разных проектов. Индикаторами могут быть прямые меры в целевом секторе, где требуется что-либо изменить (популяция бродячих собак в общественных местах, напр.), или непрямые индикаторы, свидетельствующие об изменениях, произошедших в данном целевом секторе.

3. Среди элементов, которые обычно требуется поставить под надзор и оценку, следует назвать:

a) размер собачьей популяции с делением на субпопуляции, имеющие или не имеющие владельца и перемещения которых контролируются или нет (неконтролируемое бродяжничество или перемещения под присмотром владельца);

б) уровень благосостояния собак в целевой популяции (оценка физического состояния, состояния шкуры, раны, хромота и пр.) до и после проведения программы (если интервенции требуют прямого обращения с собаками, благосостояние собак благодаря этому обращению должно быть поставлено под надзор);

в) превалентность зоонотических болезней, таких как бешенство, в популяциях животных и человека;

г) ответственность владельцев животных, в частности, понимание таковой ответственности и следствий, которые из нее вытекают; элементы, доказывающие, что ответственное поведение действительно имеет место.

4. Многочисленные источники информации могут быть использованы для целей надзора и оценки:

a) поступление информации из муниципальных образований (использование стандартных опросных листов или личные консультации);

б) отчеты и мнения, предоставляемые компетентными специалистами (ветеринарные врачи, врачами, органами, отвечающими за правопорядок, кинологов);

в) меры, нацеленные на животное (прямые исследования на предмет размера популяций и благосостояния животных);

5. Результаты всех действий должны тщательно протоколироваться с учетом бюджета для последующей оценки сделанного (или затрат) в зависимости от результаты и последствий (или выгоды), оцененных в процессе надзора и оценки.

Статья 7.7.8.

Обзор методов оценки размера собачьих популяций

Оценка популяций необходима для разработки реалистичных планов управления собачьими популяциями и борьбы с зоонозами, и осуществления мониторинга результатов этих интервенций. Однако для подготовки эффективных планов управления не достаточно знать только размер популяций. Требуется и дополнительная информация: уровень надзора за собаками, имеющими владельцев, происхождение собак без владельцев, доступность и др.

Выражение «имеющие владельца» может означать исключительно собак, зарегистрированных во властных органах, или же включать и незарегистрированных животных, находящихся под частичным надзором, имеющих жилище и получающих некоторый уход от человека. Собаки, имеющие владельцев, могут надлежаще контролироваться и содержаться на привязи постоянно, или же могут содержаться частично свободно и выпускаться на волю для определенной деятельности. Собаки, не имеющие учетных владельцев, могут приниматься в каком-либо городском районе, жители которого относятся к ним толерантно, снабжая их кормом и охраняя. Это так называемые «местные» или «районные» собаки. Стороннему наблюдателю зачастую невозможно распознать, принадлежит ли бродячая собака кому-либо или нет.

Выбор методов оценки размера собачьей популяции зависит от соотношения между собаками, имеющими владельца и собаками без владельцев, что не всегда легко определить. В отношении популяций, которая включает значительную пропорцию собак, имеющих владельцев, может оказаться достаточным ознакомиться с регистрационными журналами или опросить жителей. Благодаря опросу можно установить количество собак, зависящих от владельцев, и соотношение между собачьей популяции и человеческой популяцией в данном секторе. При этом также могут быть заданы вопросы относительно воспроизводства и демографии собак, ухода, профилактики зоонозов, частоты укусов и пр. Образцы вопросников включены в рекомендации по управлению популяциями собак, изданными в 1990 г. ВОЗ и Всемирной ассоциацией защиты животных (WSPA) (“Guidelines for Dog Population Management”). Следует применять классические принципы статистического анкетирования.

Если пропорция собак без владельцев высока или трудноопределима, следует обращаться к более новаторским подходам. Здесь могут оказаться пригодны методы, используемые в биологии дикой фауны. Эти методы описаны в рекомендациях OMS/WSPA по управлению собачьими популяциями (1990) и в многочисленных монографиях и профессиональных справочниках, как например Bookhout (1994) и Sutherland (2006). Обычно ведя дневной образ жизни и спокойно принимая близость человека, собаки позволяют вести их прямое наблюдение, клеймение и многократный отлов. При этом следует учитывать ряд трудностей и пределов. В первую очередь, риск передачи зоонозов повышается при тесном физическом контакте. Указанные методы также трудоемки, требуют знакомства с законами статистики и биологией популяций, и что особенно – они тяжелы в исполнении в широких секторах. Следует учитывать, что дистрибуция собак не является случайной, что их популяции не статичны, и что собака мобильна сама по себе.

Подсчет собак, наблюдаемых в определенной зоне – это наиболее простой способ получения сведений о размерах данной популяции. Не следует забывать, что наблюдаемость собак зависит от физического окружения, равно как и от характера деятельности собак и человека. Наблюдаемость животных меняется в зависимости от времени суток и времени года, от доступности корма и жилища (тенистые места), пертурбаций и пр. Многократный стандартный подсчет собак, наблюдаемых в определенных географических границах (например, городской квартал) и проводимый в определенное время, позволяет изучить динамику популяций.

Прямой подсчет более достоверен, если ему подвергают собачьи популяции небольшого размера и относительно компактные (например, в границах села), где легче распознать собак по их внешности.

Клеймение и отлов зачастую признаются более надежными. Они, однако, дают валидные результаты только при наличии ряда предварительных условий. Смертность, эмиграция и пополнение популяций новыми собаками должны быть минимальны в период переписи. В подсчет могут быть введены корректирующие факторы.

По этой причине важно, чтобы рекомендуемые процедуры учета применялись в период незначительной дисперсии. Периметр и размер исследуемых пунктов должны быть такими, чтобы свести до минимума эффект перемещений собак, которые прибывают в зону наблюдения или покидают ее. Перепись должна занимать не более нескольких дней (максимум две недели), чтобы снизить демографическую вариативность. Помимо этого, все особи популяции должны иметь равный шанс быть учтены. Это требования трудно выполнить в отношении собак, наблюдаемость которых зависит от наличия или отсутствия владельца и степени надзора, которму они подвергаются. По этой причине переписчику рекомендуется разделить всю популяцию на фракции, которые он сможет покрыть с помощью избранного им метода подсчета. Следует также не забывать о возможности наложения в этом сегменте с популяциями собак, имеющих владельцев, которые уже были учтены в ходе переписи у владельцев.

Имеется два главных способа подсчета популяции, когда существует возможность маркировать большое количество собак в определенной зоне за несколько ней каким-либо видимым знаком (например, ошейником или краской). Первый метод требует вести отлов для маркировки непрерывно в течение всего срока переписи.

Прибавляя число ежедневно клеймимых собак к числу клейменных ранее, можно вычислить общее количество особей в секторе учета. Методы маркировки и повторного отлова чаще используются при исследовании дикой фауны (метод Петерсона-Джексона, индекс Линкольна). Получивших маркировку собак выпускают в популяцию. Затем их учитывают прямым наблюдением. Регистрируют число маркированных и немаркированных. Общая популяция оценивается путем умножения числа первоначально маркированных и выпущенных – на число собак, наблюдавшихся позже, с последующим делением на число собак, у которых маркировка обнаружена при следующем наблюдении. Примеры обоих методов представлены в Рекомендациях по управлению популяциями собак, разработанными в 1990 году ВОЗ и Всемирной ассоциацией защиты животных (WSPA) (“Guidelines for Dog Population Management”).

Исходя из того, что собачьи популяции страны, области, района и даже города слишком велики, чтобы быть подсчитаны полностью, рекомендуется обращаться к вышеописанным методам для выборки секторов, которые должны избираться на основании здравого смысла таким образом, чтобы результаты могли быть экстраполированы на более широкие сектора.

 

http://www.oie.int/index.php?id=169&L=0&htmfile=chapitre_1.7.7.htm

Международное эпизоотическое бюро (МЭБ) — межправительственная организация, ответственная за здоровье животных. МЭБ признано Всемирной торговой организацией (ВТО) в качестве консультативной организации. Штаб-квартира организации расположена в ПарижеФранция.

Организация была основана на международной конференции в Париже 25 января 1924 года.  В мае 2003 года Международное эпизоотическое бюро было переименовано во Всемирную организацию по охране здоровья животных (МЭБ).

МЭБ включает 178 стран-членов (Украина входит в состав МЭБ).

 Адреса:

61031 Харків,

пр-т Гагаріна, 358

      

 Години роботи підприємства:

ПН - ПТ з 9:00 до 17:30

 

 Ветклініка

кожен день з 9:00 до 17:00