10.04.2017г. Борейко В.Е., Киевский эколого-культурный центр
Общее состояние проблемы В 2006 г. Украина вторая, после Латвии, среди всех постсоветских республик, приняла Закон «О защите животных от жестокого обращения» (5). Его авторами является зоозащитник Т. Тарнавская и экологи В. Борейко и В. Сесин. Это был огромный прорыв в деле утверждения права животных на защиту от жестокости со стороны человека.
Принятие Закона вызвало к жизни в Украине зоозащитное движение. В 2015 г. и 2017 г. ,по инициативе автора этой статьи, в Закон было внесено ряд правок, усиливающих защиту животных от жестокости. В настоящее время в Верховной Раде Украины зарегистрировано восемь законопроектов, направленных на усиление ответственности за жестокое обращение с животными. В большей части из них предлагается повысить штрафы по ст. 89 Админкодекса Украины и ст. 299 Уголовного кодекса Украины. Несколько законопроектов касается запрета передвижных цирков с животными. Вместе с тем, к сожалению, они не предлагают кардинальных мер по защите животных от жестокости.
Практика применения административной и уголовной ответственности за жестокое обращение с животными в Украине В настоящее время в Украине по статье 89 «Жестокое обращение с животными» Админкодекса Украины и статьи 299 «Жестокое обращение с животными» Уголовного кодекса Украины привлекаются ежегодно около 15 человек (11 человек по уголовной статье и 4 человека – по административной) (3).
Для сравнения – по административной статье 85 (браконьерство) в Украине ежегодно привлекается около 70 тыс. человек. При этом в соседней маленькой Молдове, где население составляет 3,5 млн. человек (против 42,5 млн. человек в Украине) ежегодно привлекается за жестокое обращение с животными около 230 человек. А в США в год за жестокое обращение с животными привлекается около 1250 человек (количество населения в США в 8 раз больше, чем в Украине, а привлекается к ответственности за жестокое обращение с животными в США ежегодно в 78 раз больше людей, чем в Украине). При этом, по данным юриста О. Шумило, в Украине по ст. 299 Уголовного Кодекса Украины за жестокое обращение с животными осуждается лишь каждый пятый, на которого открывается уголовное дело. То-есть четыре человека из пяти от уголовной ответственности уходят. Все эти статистические данные подтверждают мнение зоозащитников, что в Украине закон практически не защищает животных от жестокости.
Почему не работают законы по борьбе с жестокостью к животным? В настоящее время борьба с жестокостью к животным в Украине регламентируется тремя законами: Законом Украины «О защите животных от жестокого обращения», ст.89 Кодекса Украины об административных правонарушениях и ст. 299 Уголовного кодекса Украины. Однако, как нами показано в предыдущем разделе данной статьи, в среднем ежегодно всего 15 человек привлекается за жестокое обращение с животными по двум Кодексам, что показывает крайне низкую эффективность применения правовых санкций в Украине. Попросту говоря, данные законы не работают.
Чем это объясняется? Общей разбалансированностью ст. 89 и 299 двух Кодексов и Закона «О защите животных от жестокого обращения». Дело в том, что ст. 89 и 299 данных Кодексов были приняты гораздо раньше Закона «О защите животных от жестокого обращения». В результате, базовые статьи данного Закона: ст. 20, 21, 22, 23, 25, 26, регламентирующие обращение с домашними, беспризорными, сельскохозяйственными, охотничьими животными, животными, используемыми в научных опытах, и животными, используемыми в развлечениях, не имеют отсылки к статье 89 Кодекса Украины об административных правонарушениях и статье 299 Уголовного кодекса Украины (5, 6, 7). То-есть, за нарушение всех шести базовых статей Закона «О защите животных от жестокого обращения» в данных статьях обеих Кодексов никакого наказания не предусмотрено.
Например, ст. 25 данного Закона запрещает дельфинариям использовать любую воду кроме морской. Все дельфинарии Украины нарушают эту статью. Однако оштрафовать их невозможно, так как за ее нарушение не прописаны санкции в статье 89 и 299 обеих Кодексов (5, 6, 7). Статья 21 Закона «О защите животных от жестокого обращения» требует наличия определенного Порядка использования животных в сельском хозяйстве. Такой Порядок, при участии автора этой статьи и Президента Ассоциации зоозащитных организаций Украины А. Серпинской был разработан и утвержден Минагрополитики Украины еще в 2012 г. (9). Однако, на практике фермеры его постоянно нарушают, и оштрафовать их не представляется возможным, так как за его нарушение не предусмотрена ни административная, ни уголовная ответственность. Отсутствие правовых возможностей применения административной ответственности за жестокое обращение с сельскохозяйственными, домашними и беспризорными животными.
Согласно статей 255 и 242-1 Админкодекса Украины , админпротоколы за жестокое обращение имеют право составлять государственные и общественные экологические инспектора, но только в отношении диких животных (7). За жестокое обращение с домашними, беспризорными и сельскохозяйственными животными в Украине админпротоколы сейчас не составляются. Неточности и спорность формулировок статей 89 Админкодекса Украины и 299 Уголовного кодекса Украины. Разберем формулировки статей подробней: Кодекс України про адміністративніправопорушення «Стаття 89. Жорстоке поводження з тваринами Жорстоке поводження з тваринами, їх мордування або вчинення інших дій, що призвели до їх мучення, каліцтва чи загибелі, - тягнуть за собою накладення штрафу від дев’яти до двадцяти одного неоподатковуваного мінімуму доходів громадян» (7).
В данном случае нет точного юридического толкования что такое «мордування», «мучення». Формулировка «жестокое обращение с животными», имеющаяся в Законе Украины «О жестоком обращении с животными» точь-в точь повторяет расплывчатую формулировку ст. 299 Уголовного кодекса Украины. Кримінальний кодекс України «Стаття 299. Жорстоке поводження з тваринами 1. Знущання над тваринами, що відносяться до хребетних, вчинене із застосуванням жорстоких методів або з хуліганських мотивів, а також нацькування зазначених тварин одна на одну, вчинене з хуліганських чи корисливих мотивів, - караються штрафом до п’ятдесяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або арештом на строк до шести місяців. Ті самі дії, вчинені у присутності малолітнього, караються штрафом до двохсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або обмеженням волі на строк до двох років «(6).
В этой статье также нет точного юридического толкования что есть «знущання», «жорстокі методи», «хуліганські мотиви». Также непонятно, почему ст. 89 Админкодекса Украины карает за убийство животного, а ст. 299 Уголовного кодекса Украины – нет (6, 7).
Все эти пробелы в законодательстве не позволяют правоохранительным органам и судам эффективно привлекать виновных в жестоком обращении с животными к юридической ответственности. Недостаточность наказаний за жестокое обращение с животными по ст. 89 Админкодекса Украины и ст. 299 Уголовного Кодекса Украины. Так, в Украине административное наказание за жестокое обращение с животными составляет в эквиваленте 9-14 долл. США (7).
В то время как в Албании -130 долл., Польше – 170 долл., Румынии – 280 долл., Болгарии, Венгрии, Словении – 650 долл. (2). В Украине уголовное наказание за жестокое обращение с животными составляет в эквиваленте 33-130 долл. США, а в Болгарии и Венгрии – 2 тыс. долл., Румынии – 2850 долл., Албании -6500 долл., Хорватии – 10 тыс. долл., Сербии – 1100 долл., Македонии – 16500 долл., Чехии – 25 тыс. долл., Польше – 33 тыс. долл. (2).
В Украине за нарушение этой же уголовной статьи предусмотрено также ограничение свободы до 2 лет (колония, из которой потом преступники, дав взятку, часто уезжают до истечения срока), а в других странах Европы – однозначно лишение свободы (тюрьма). В Чехии, Венгрии, Польше, Словакии -2-3 года (2).
Также в обеих статьях украинских Кодексов не предусмотрена конфискация животных. До сих пор в украинское зоозащитное законодательство не имплементированы нормы Европейской конвенции по защите домашних животных, которую ратифицировала Украина в 2013 г. (4, 5).
В частности, нормы, запрещающие оставлять домашних животных без опеки, дарить животных как призы, причинять животным ненужную боль (4).
В Законе Украины «О защите животных от жестокого обращения» нет важных норм по защите животных от жестокости, которые имеются в аналогичных законах других стран Европы, что затрудняет правоприменительную практику. Например, чешский закон о защите животных запрещает публикацию (демонстрацию) в СМИ убийства животных (2)
В Украине это пока разрешено. В Болгарии аналогичный закон запрещает использовать животных в развлекательных учреждениях, а также в рекламе (2).
Такая важная статья также отсутствует в Законе Украины «О защите животных от жестокого обращения» (5).
В Закон Украины «О защите животных от жестокого обращения» не имплементированы нормы Директив ЕС по защите животных, в частности, по защите сельскохозяйственных животных (Директива 98/58/ЕС), по защите животных, которые используются для экспериментов и других научных целей (Директива 2010/63/ЕС), по защите животных во время перевозок (Директива 91/628/ЕЕС) (1).
Какие изменения следует внести в законы Украины, чтобы победить жестокость к животным 1) Кардинальной ошибкой всех законопроектов, направленных на улучшение статьи 89 Админкодекса Украины и статьи 299 Уголовного кодекса Украины является то, что их улучшить нельзя. До того они морально и юридически устарели. Не подлежит объективному толкованию и термин «жестокое обращение с животными», которое может иметь несколько десятков значений (8).
Жестокость к животным – очень субъективное понятие. Поэтому эти статьи просто нужно полностью изменить, предусмотрев в их формулировке ответственность за нарушение правил обращения с животными, предусмотренных статьями 20, 21, 22, 23, 25, 26 Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения». Если данные статьи просто нарушены, то наступает административная ответственность (ст. 89), а если их нарушение привело к калечению или убийству животного, то наступает уголовная ответственность (ст. 299). Текст данных статей может звучать так: Кодекс Украины об административных правонарушениях Статья 89 «Жестокое обращение с животными»
«1. Порушення встановлених правил поводження з тваринами, передбачених Законом України «Про захист тварин від жорстокого поводження», яке не призвело до каліцтва або загибелі тварини, тягне за собою накладання штрафу від пятидесяти до ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян з конфіскацією тварин або без такої.
2. Пропаганда жорстокого поводження з тваринами, заклики до жорстокого поводження з ними, тягне за собою накладання штрафу від ста до ста пятидесяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.».
В данной статье добавляется часть вторая, позволяющая наказывать за пропаганду жестокости к животным, а также вводится институт конфискации животных. Штраф увеличивается в 5 раз. Уголовный кодекс Украины Статья 299 Жестокое обращение с животными
«1.Порушення встановлених правил поводження з тваринами, що відносяться до хребетних, передбачених Законом України «Про захист тварин від жорстокого поводження», що призвело до каліцтва чи загибелі тварини, – карається штрафом від двохсот до трьохсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян, або арештом на строк до шести місяців, або обмеженням волі на строк до двох років з конфіскацією тварин.
2. Ті самі діяння, вчинені у присутності неповнолітнього, або групою осіб, або повторно, – караються обмеженням волі на строк від трьох до чотирьох років з конфіскацією тварин, або позбавленням волі на строк від двох до чотирьох років з конфіскацією тварин.».
В данной статье вводится институт конфискации животных, во второй части наказание в виде ограничения свободы заменено лишением свободы. Усиленное наказание по второй части статьи также вводится за совершение жестокости к животному повторно или группой лиц, чего нет в действующей редакции данной статьи. Штраф увеличивается в 6 раз.
2) Требуют существенной доработки статьи 20, 21, 22, 23, 25, 26 Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения». В них нужно имплементировать нормы Европейской конвенции о защите домашних животных, Директив ЕС, защищающих сельскохозяйственных животных, животных во время перевозок, а также животных, используемых в научных опытах. Необходимо ввести запрет на такие жестокие действия как использование диких животных для притравки охотничьих собак, фотографирование с дикими животными на улицах населенных пунктов, использование животных в рекламе, в развлекательных учреждениях, демонстрацию в СМИ убийства животных, использование животных как мишени в соревнованиях или при обучении в стрельбе, использование животных в передвижных цирках
Необходимо ввести четкий запрет на использование домашних и беспризорных животных в опытах на убийство или калечение домашних и беспризорных животных, а также на дрессировку животных при помощи электрошока, огня, острых предметов, голода, нанесения ударов. Особенно серьезной доработки требует статья 21 Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения», регламентирующая обращение с сельскохозяйственными животными, на сегодняшний день самой беззащитной группой животных.
3) Необходимо внести изменения в ст. 255 и 242-1 Админкодекса Украины, введя административную ответственность за жестокое обращение с домашними, беспризорными и сельскохозяйственными животными.
Литература:
Зубченко Н.І., 2016, Міжнародно-правове співробітництво держав у сфері забезпечення добробуту тварин та їх захисту від жорстокого поводження, Одеса, Фенікс, 284 стр.
Метельова Т., 2013, Практика та результати зоозахистного руху у країнах ЦСЄ, Віче, № 20, стр. 11-16.
Шуміло О.О., 2015, Щодо кількісних і якісних показників жорстокого поводження з тваринами в Україні, Науковий вісник Херсонского державного університету, в. 5, т. 4, стр. 27-30.
Європейська конвенція про захист домашніх тварин.
Закон України «Про захист тварин від жорстокого поводження».
Уголовний кодекс України.
Кодекс Украины об административных правонарушениях.
Борейко В.Е, 2008, Этика и практика охраны биоразнообразия, К., КЭКЦ, стр. 360.
Порядок використання тварин у сільскому господарстві, Затверджено Наказом Міністерства аграрної політики та продовольства України 25.10.2012 № 652.
Источник: Київський еколого-культурний центр