Обучению все возрасты покорны, потому век живи – век учись. Давайте возьмем Вас и меня, как пример, и посмотрим, сколько время мы уделяем учебе, как мы завтракаем и ужинаем гранитом науки? А потом возьмем и сравним нашу жизнь, нашу вечную учебу и жизнь наших четвероногих друзей – собак, чтоб увидеть, нужно ли им обучаться, и если да, то чему и как долго? Вам интересно? Тогда – вперед!
Вспомните: нас с пеленок учит армия пап и мам, дедушек и бабушек. Все начинается с безобидного: как ложку держать, да как ногу в штанишки просовывать. А потом… А потом – садик. В садике все помнят тех воспитателей, которые нас заставляли доедать все в тарелке и спать тогда, когда нам хотелось бегать и прыгать…
Но дальше – хуже – школа. Школа – это опасное место, где нас заставляли сидеть, а вставать – лишь по звонку… Изверги!
Стоп, в школе была и масса приятных эмоций – друзья и беготня на переменах, первая любовь и физкультура, донести портфель одноклассницы… В школьные времена мы просыпались – на столе завтрак, на стуле вещи, в которых идти в школу – никаких забот и проблем!
Это была компенсация за те годы учебы и тонны информации, которую перелопатили наши мозги!
В этой суматохе мы не заметили, как пролетели одиннадцать лет. Я думаю, для всех последний звонок был особенным. Помните, как тогда мы считали себя взрослыми, были готовы горы свернуть, ну а как по-другому – мы же закончили школу!
Но уже скоро нас обломали: кто пошел учиться дальше, тому в институте сказали, что «в школе вас учили, лишь бы учить, а тут вам дадут серьезные знания – потому слушайте, конспектируйте.
Я помню, как нам лектор говорил, что «тут вам не школа, и мамки нет, чтобы вас успокаивать и заставлять учиться, кто выделывается, тот пойдет работать на стройку». Но мы и учились, и работали на стройке, где была своя жизнь и правила – там нужны были отдельные знания. И мы снова упорно учились…
Прошли годы, мы закончили институты, получили дипломы. Кто остался на стройке, кто пошел работать по специальности с уверенностью в своей «крутости», но и тут ждал подвох: на роботе сказали, что «забудьте всю ту теорию и начинайте учиться на практике». И мы начали, чтоб не оказаться
на трудовой обочине. Вот так мы и учимся всю жизнь, сдавая каждый день зачеты, экзамены…
В общем если в двух словах, то «век живи – век учись». Вот тут и возникает вопрос: почему мы учимся всю жизнь, а собаки – нет? Почему мы считаем, что нам нужны знания, а собакам нет – типа, «они и так умные, и вообще – моя собака породистая, и у нее это в крови». Ответ один на все вопросы – собака должна учиться всю жизнь!
Собаки, будучи щенками, начинают учиться у своих матери и отца, а родительское дело должны продолжить мы – Вы и я!
Нас всех с рождения учили, как вести себя дома: что можно, а что – нет. Вот и собаке мы должны объяснять, как вести себя в нашем доме, какие правила она должна соблюдать. Это – первая ступень учебы.
Нас всех водили в садик, чтоб мы учились жить в коллективе. Так вот и собаку нужно учить жить в обществе – людей, и других собак! Это нужно, чтобы Ваш пес не вырос в четырех стенах, и не шарахался в сторону при виде другой собаки, и, главное, не проявлял агрессию от страха.
Мы учились в школе – мы развивались умственно, мы занимались спортом, чтобы развить свои физические способности. Так вот и собаке нужно развиваться! Великий физиолог Павлов давно доказал, что интеллект после рождения можно повысить, а можно и понизить – это не постоянная величина!!! Потому давайте мы не будем делать из наших собак деградирующих созданий, а будем обучать их жить по правилам, нашим правилам: обучать командам, трюкам, которые будут для них не просто ответ на слово, за который дадут кусок мяса, а веселая игра, ребус, вечерний кроссворд.
Воспитание – это нагрузка на мозг, на мышцы, это поддержка всего организма в тонусе.
А самое главное, что если Вы будете делать все вышесказанное, и делать это правильно, то укрепите свои позиции в глазах собаки, как лидера, как вожака, которого нужно слушать и слышать. Если Вы создадите правила для собаки: как ей жить с Вами, Вашими родными, как общаться с другими собаками, посторонними людьми, и, при всём при этом, будете следить, чтоб эти правила выполнялись, то проблем со своей собакой Вам не знать.
Смотрите, какая ситуация получается с собаками, когда хозяин не учит собаку, как правильно себя вести, по каким правилам жить:
1. Собака начинает заниматься самообучением: она методом проб и ошибок находит все ответы на свои вопросы.
2. Собака сама начнет решать, какое ее поведение эффективное, а какое – нет (собака ставит хозяина перед фактом, хочет он этого, или нет).
3. Собака обучается самостоятельности (команды хозяина плавно перейдут в упрашивание, но собака на это будет плохо реагировать – у нее свои суждения, что ей делать).
И – самое главное!
- учеба Вашей собаки не начинается и не заканчивается на дрессировочной площадке.
- собака учиться всю жизнь – один раз пройдя курс послушания, собака не будет послушной всю жизнь (эти знания нужно поддерживать и добавлять новые постоянно).
- обучению все возрасты покорны.
Материал подготовил инструктор-дрессировщик городского Центра содержания животных Петр Полященко