Методы сокращения численности животных-компаньонов, предусмотренные законодательством Украины, проблемы их реализации.

Доклад к III Международной научно-практической конференции «ЖИВОТНЫЕ-КОМПАНЬОНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ И ОБРАЩЕНИЕ»

Трухачева М.А.

Коммунальное предприятие «Центр обращения с животными»

г. Харьков Украина

E-mail: pochta@animals.kharkov.ua

Перепроизводство домашних животных в городах Украины давно приобрело масштабы общегосударственной проблемы. Вопрос регулирования численности, в особенности безнадзорных животных, вызывает крайне эмоционально окрашенные дискуссии, взаимные обвинения, кривотолки, сталкивая взаимоисключающие и взаимопротиворечащие концепции и тезисы.

Проблема реализации методов регулирования численности домашних животных, особенно безнадзорных, очень тесно связана с темой гуманизма, которая зачастую становится предметом спекуляций радикально настроенных общественных зоозащитных организаций, а также попавших под влияние идеологии этих организаций отдельных представителей власти и средств массовой информации.  

Пытаясь поставить на одну ступень эволюционного развития человека и собаку, в частности, посредством таких спекуляций населению навязывается противоестественная идея уничижения человека как биологического вида. В жизнь претворяются программы регулирования численности домашних животных сомнительного свойства, изначально предполагающие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, такие как печально известная в Украине ОСВ - «Отлов, стерилизация, возврат на место отлова», приведшая к увеличению количества нападений и покусов безнадзорными животными жителей городов. Под соусом «гуманизма» населению преподносится как единственно правильный и верный метод регулирования численности домашних животных, стерилизация животных и выпуск их в место отлова.

С точки зрения права, гуманизм – это прежде всего такой мировоззренченский подход, который с наименьшими затратами времени и ресурсов позволит решить проблемы экологического и эпидемиологического характера, связанными с нахождением безнадзорных животных на улицах. Подобный подход исключает применение всякого рода антинаучных, мракобесных или откровенно преступных концепций и опытов «а если попробовать?», имея в виду ОСВ. Это опыты не столько и не только над животными, а прежде всего над людьми. Нужно быть абсолютно некомпетентным, чтобы с позиций липового «гуманизма» (к которому подобные измышления не имеют никакого отношения) предлагать «посмотреть», каким образом ОСВ повлияет на уменьшение популяции бездомных животных через несколько лет, при лживости и не научности подобных экспериментов, ежедневным рискам наших детей, родителей, друзей, товарищей оказаться если не жертвой укусов, так быть инфицированным опаснейшими заболеваниями.

Итак, толкование, которое дается практически всеми словарями и энциклопедиями под гуманизмом  подразумевает мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Юристы находят для себя раскрытие термина «гуманизм» в нормах Конституции (Основного закона) Украины, в частности в статье 3, которая гласит «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкасаемость и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют смысл и направление деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение прав и свобод человека является главной обязанностью государства».

Статья 16 Конституции, далее развивая эти тезисы, указывает, что обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия – также является обязанностью государства. Статья 49 Конституции утверждает права граждан на охрану здоровья, медицинскую помощь и отдельной обязанностью государства выделено обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а статья 50 утверждает права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и даже на возмещение за нарушение этого права вреда. Потому гуманизм имеет четкое и логическое научное определение и правовое наполнение, развиваясь в правовых нормах, и стоит на защите прав и интересов человека как высшей ценности.

Закон Украины «О защите животных от жестокого обращения» неоднократно упоминает гуманизм, как основной принцип, которого необходимо придерживаться при регулировании численности животных.

Термин гуманное отношение к животным  трактуется Законом как действия, отвечающие требованиям защиты животных от жестокого обращения и предусматривающие доброжелательное отношение к животным, содействие их благу, улучшение качества их жизни и т.п., но ни в коем случае как ущемление интересов человека во имя интересов животного.

Несмотря на то, что отдельные моменты в сфере обращения с животными в Законе прописаны несколько декларативно и не подкреплены процессуальными нормами, процесс регулирования численности домашних животных определен крайне ясно, последовательно, четко, при отсутствии каких-либо противоречий.

Закон без нюансов и исключений отвергает возможность нахождения безнадзорных собак на улицах населенных пунктов. В соответствии с требованиями положений статьи 24 Закона, собаки, независимо от породы, принадлежности и назначения, в том числе и имеющие ошейники с номерными знаками и намордники, но находящиеся без владельца на улицах, площадях, рынках, в скверах, садах, на бульварах, пляжах, в общественном транспорте, дворах и других общественных местах, считаются безнадзорными и подлежат отлову.

Таким образом, идея выпуска безнадзорных собак  на место отлова приобретает абсурдный характер. Закон четко очерчивает круг животных подлежащих отлову.

Что касается методов регулирования численности безнадзорных животных они также четко определены положениями статьи 16 Закона, в соответствии с которыми, регулирование численности диких животных и животных, не содержащихся человеком, но находящихся в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека, проводится методами биостерилизации или биологически обоснованными методами, а в случае невозможности их применения - методами эвтаназии.

Методическими рекомендациями по проведению эвтаназии, разработанными Государственным ветеринарным комитетом Украины с учетом требований законов Украины "О защите животных от жестокого обращения", "О ветеринарной медицине", "Об охране окружающей природной среды", Рекомендаций Всемирного общества защиты животных (WSPA) по цивилизованному регулированию численности безнадзорных животных: отлова, транспортировке, содержанию в приютах и усыпления, дан исчерпывающий перечень категорий животных, в отношении которых рекомендовано применение умерщвления гуманными методами, и которые не вызывают у них чувства тревоги или страха, и исключают их предсмертные страдания.

В этот перечень входят:

- неадекватное агрессивное поведение, которое не позволяет содержать животное в условиях общения с человеком и другими животными, в том числе идиопатическая агрессия (синдром внезапной ярости);

- проявления сильного психологического истощения или страдания во время длительного содержания в приюте;

- возникновение особо опасных инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, во время проведения карантинных мероприятий;

- патологическая боязнь;

- необходимость умерщвления новорожденного приплода;

- отсутствие социализации на человека в результате ранней сенсорной и социальной депривации (одичание);

- регулирование  численности животных, для которых нет возможности применять методы биостерилизации (кастрации) или другие биологически обоснованные методы;

- тяжелые травмы и увечья, не совместимые с жизнью;

- III-IV стадии онкологических заболеваний;

- декомпенсация хронических заболеваний сердца, легких, печени, почек; параличи, парезы и другие неизлечимые болезни;

- по возрасту (дряхлость, т.е. если процесс старения зашел слишком далеко или новорожденных и подсосных, имеющие физиологические недостатки).

Вышеприведенный перечень дает ясную картину того, что социальной эвтаназии подвергаются животные, представляющие прямую угрозу жизни и здоровью человека. То есть животные, пытаться пристраивать которых в новые семьи аморально и преступно. Только такой ответственный подход по отношению к будущим владельцам животного отвечает идеям гуманизма и защиты интересов человека государством.

Таким образом, при  отсутствии в Украине сетей частных приютов пожизненного содержания для животных, распространенных в странах Старого Света, эвтаназия остается единственным эффективным методом регулирования численности домашних безнадзорных животных на улицах населенных пунктов.

Зачастую наше предприятие, как специализированное в сфере обращения с животными, представители радикальных зоозащитных организаций упрекают в якобы несоблюдении сроков, предусмотренных законодательством на приобретение прав собственности на животное, а соответственно неправомерности проведения эвтаназии по отношению к животному или преждевременную передачу его новому владельцу.

Гражданско-правовые отношения, связанные с животными в Украине регулируются положениями статей 340 и 341 Гражданского кодекса и определяют порядок оформления находки и приобретения права собственности на безнадзорное животное. К сожалению, определение безнадзорное животное в кодексе не дано, но официальные комментарии к кодексу трактуют его как домашнее животное, выбывшее из владения собственника или лица, которому оно было передано во владение, помимо их воли. То есть, это животное, которое когда-то было владельческим и проживало вместе с человеком. Определением Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения» безнадзорными признаны животные, оставшиеся без ухода человека или образовавшие полувольные группировки, способные размножаться вне контроля человека. И снова подразумевается, что животное когда-то проживало с человеком.

В связи с чем можно сделать вывод, что законодательно именно указанными статьями Гражданского кодекса Украины определен порядок приобретения прав исключительно на бывших владельческих животных.

В отношении диких парий эти нормы закона применять не корректно, тем более, что  в ч. 5 статьи 24 Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения»  прямо прописан порядок действий по отношению к так называемым бродячим животным, а именно - выловленные бродячие домашние животные в течение пяти дней со дня их вылова содержатся на карантинных площадках службы или предприятия, осуществляющего вылов, и могут быть переданы специализированным организациям по их желанию для передачи их в специализированные приюты. В связи с тем, что понятие безнадзорного животного и сроки его содержания на карантинной площадке, а также сроки приобретения имущественных прав на него, четко описаны Законом, можно сделать предположение, что под понятием бродячего животного законодатель предполагал диких животных, родившихся и выросших на улице без близкого общения с человеком.



 

Как упоминалось выше, в связи с отсутствием в городах Украины сети частных приютов пожизненного содержания животных, экономической невозможностью пожизненного содержания таких животных за счет бюджетных средств в муниципальных приютах, а также с требованиями Закона об отлове всех без исключения безнадзорных собак с улиц населенных пунктов, единственным законным и эффективным способом регулирования численности безнадзорных собак является отлов, помещение в пункт передержки, возврат потерявшихся животных хозяевам и пристройство к новым владельцам, а также эвтаназия невостребованных собак после определенного срока передержки, устанавливаемого органами местного самоуправления, но не менее 7 дней, как это определено Законом.




 

 Адреса:

61031 Харків,

пр-т Гагаріна, 358

      

 Години роботи підприємства:

ПН - ПТ з 9:00 до 17:30

 

 Ветклініка

кожен день з 9:00 до 17:00