Целью подготовки научно-практического вывода является доктринальное толкование и анализ действующего законодательства, регулирующего отношения, связанные с нормативно-правовым регулированием привлечения к административной ответственности за жестокое обращение с животными по законодательству.
Для научно-правового заключения, по обращению директора КП «Центр обращения с животными» Шаповаловой Ю.Г. от 13.03.2018 г. вх. №126-01-492, поставлены следующие вопросы:
- Попадают ли действия субъектов хозяйствования под действие статьи 89 КоАП, которые осуществляют хозяйственную деятельность по отлову бездомных собак с целью размещения в специализированных учреждениях, если после отлова этих животных возвращают на улицу?
- Предоставить разъяснения, есть ли такие действия юридических лиц нарушением части 1 ст. 24 Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения»?
Юридические основания для предоставления научно-правового вывода:
- Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 26.11.2015 г.. № 848-VIII;
- Устав Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого, утвержденный приказом Министерства образования и науки Украины от 31.03.2017 г. № 514;
- Положение о Научно-исследовательском секторе Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого, утвержденное ректором НЮУ от 24.11.2015 г.
- Обращение директора КП «Центр обращения с животными» Шаповаловой Ю.Г. от 13.03.2018 г. вх. № 126-01-492.
При осуществлении научно-правового исследования были использованы следующие источники:
- Европейская конвенция о защите домашних животных от 13.11.1987 г .: Закон Украины № 578-VII (578-18) от 18.09.2013 г.. URL: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/994_a15;
- Гражданский кодекс Украины: Закон Украины от 16.01.2003 г.. № 435-IV.URL: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/435-15;
- Кодекс Украины об административных правонарушениях Закон Украины от 07.12.1984 г.. № 8073-Х. URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/80731-10;
- О защите животных от жестокого обращения: Закон Украины от 21.02.2006р. № 3447-IV. URL: http: zakon3.rada.gov.ua/laws/show/3447-15;
- Вербицкий М.В. Юридическая ответственность за жестокое обращение с животными // Научный вестник Херсонского государственного университету. Серия юридические науки. Выпуск 1. Том 3.2014.-С.9-14.
МЕТОДЫ НАУЧНО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение и анализ действующего административного законодательства и нормативно-правовых актов Украины, изучение и анализ предоставленных документов, специальной юридической литературы, а также применение общепринятых методов и приемов доктринального толкования правовых актов и юридических норм.
С учетом того, что вопросы, предоставленные для исследования, находятся в непосредственной связи по своему содержанию, их анализ будет проведен без разделения на отдельные структурные элементы в рамках научно - правового заключения.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Стремление Украины стать полноправным членом Европейского Союза невозможно без восприятия и воплощения в жизнь европейских ценностей. Стандарты гуманного обращения с животными являются одной из них. Об этом свидетельствуют национальное законодательство европейских государств и принятые в рамках европейских институций Европейская конвенция о защите домашних животных 1987 г., которая была ратифицирована в Украине в 2013 году. Любое государство, стремящееся считаться европейским, не может игнорировать эти стандарты и обязано на правовом уровне воплощать их в жизнь. Национальным законодательством установлена высшая юридическая сила норм международного права над нормами национального относительно правового регулирования защиты животных от жестокого обращения. В частности, согласно Закону Украины «О защите животных от жестокого обращения», если международным договором Украины установлены иные правила по защите животных от жестокого обращения, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора Украины» (ч.2 ст. 2 Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения»).
Как возникает из содержания многочисленных международных нормативно-правовых актов каждый человек имеет моральный долг уважать всех живых существ планеты, в том числе и животных, учитывая при этом то важное обстоятельство, что последние, как и люди, способны чувствовать боль, страдать и помнить. Отношения человека и животного указывают на уровень цивилизованности и развития государства. Сейчас встает вопрос гуманного отношения к безнадзорных (бездомных) животных.
Законом Украины «О защите животных от жестокого обращения» предусмотрено, что бездомные животные - это животные, оставшиеся без присмотра человека или образовавшие полусвободные группировки, способные размножаться вне контроля человека (ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения»). Согласно ч. 1 ст.1. Европейской конвенции о защите домашних животных, под домашним животным подразумевается любое животное, которое содержит или собирается содержать человек, в том числе в своем доме в свое удовольствие и для общения. Данное определение понятия также содержится в национальном законодательстве, положения которого по этому вопросу не только не противоречат международному, а уточняют понятие домашних животных. Так, согласно ч. 3 ст. 1 ЗУ «О защите животных от жестокого обращения», домашние животные - собаки, кошки и другие животные, в течение длительного исторического периода традиционно содержатся и разводятся человеком, а также животные видов или пород, искусственно выведенных человеком для удовлетворения эстетических потребностей и потребностей в общении , что, как правило, не имеют жизнеспособных диких популяций, состоящих из особей с аналогичными морфологическими признаками, и существуют длительное время в их естественном ареале. Исходя из признаков домашних животных, содержащихся в ч. 3 ст. 1 ЗУ «О защите животных от жестокого обращения», домашние животные не могут полноценно существовать без постоянного ухода, надзора, влияния и контроля человека: они не имеют жизнеспособных диких популяций, состоящих из особей с аналогичными морфологическими признаками, и существуют длительное время в их природном ареале.
В п. 10 ст. 1 Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения» определено, что жестокое обращение с животными - это издевательство над животными, в том числе бездомными, повлекшее мучения, причинившее им физическое страдание, телесные повреждения, увечья или привело к гибели, натравливание животных друг на друга и на других животных, совершенное из хулиганских или корыстных побуждений, оставление домашних и сельскохозяйственных животных на произвол судьбы, в том числе нарушение правил содержания животных.
Согласно ч. 1 и ч. 2. ст. 15 ЗУ «О защите животных от жестокого обращения» для содержания бездомных животных создаются приюты для животных. Приюты для животных могут создаваться органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, общественными и благотворительными организациями и физическими лицами. Согласно ч. 1 ст. 24 ЗУ «О защите животных от жестокого обращения» собаки, независимо от породы, принадлежности и назначения, в том числе и имеющие ошейники с номерными знаками и намордники, но находящиеся без владельца на улицах, площадях, рынках, в скверах, в садах, на бульварах, пляжах, в общественном транспорте, дворах и других общественных местах, считаются беспризорными и подлежат отлову.
В ч. 4 ст. 24 ЗУ «О защите животных от жестокого обращения» указано, что для обеспечения вылова и временной изоляции собак, кошек и других домашних животных органами местного самоуправления могут создаваться коммунальные службы или предприятия по вопросам содержания и обращения с животными в населенных пунктах в соответствии с местными программами регулирования численности животных в населенных пунктах. Согласно ст.4 Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения» принципами обращения с животными являются:
- жестокое обращение с животными несовместимо с требованиями нравственности и гуманности, влечет моральный вред человеку;
- обеспечение условий жизни животных, соответствующих их биологическим, видовым и индивидуальным особенностям;
- право собственности и другие имущественные права на животных в случае жестокого обращения с ними могут быть прекращены в соответствии с настоящим Законом;
- запрет жестоких методов умерщвления животных;
- ответственность за жестокое обращение с животными;
- содержания и обращения с домашними животными без цели причинения вреда как окружающим, так и самому животному.
Приведенные выше принципы имеют отображение и в общих правилах содержания животных, исключающих жестокость, а именно в ст. 7 этого же Закона, общими правила содержания животных, исключающими жестокость являются:
- условия содержания животных соответствующие их биологическим, видовым и индивидуальным особенностям;
- условия содержания животных, которые удовлетворяют их естественные потребности в пище, воде, сне, движениях, контактах с себе подобными, естественной активности и другим потребностям;
- количество животных ограничивается возможностью обеспечения им условий содержания в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Кроме этого, место содержания животных должно быть оснащено таким образом, чтобы обеспечить необходимое пространство, режим температуры и влажности, естественное освещение, вентиляцию и возможность контакта животных с естественной для них средой.
Гражданский кодекс Украины также определяет обязанность содержание и уход за безнадзорными животными с соблюдением ветеринарных правил (ч. 2. ст. 340 ГК). Общие правила содержания животных, исключающие жестокость, основанные на принципах гуманного обращения с животными, в том числе и с бездомными. Это - правила, на основании которых обеспечивается цивилизованное существование животных, в том числе и бездомных.
Исходя из вышеизложенного, домашние животные без постороннего ухода не в состоянии самостоятельно обеспечить свои жизненные потребности и жизненные потребности своего потомства, а именно: страдают от голода, жажды, атмосферной температуры и осадков, заболеваний, техногенных факторов.
Действующим международным законодательством, а именно: ч. 1 ст. 3 Европейской конвенции о защите животных, которая ратифицирована Верховной Радой Украины, предусмотрен прямой запрет покидать (оставлять) домашних животных. Вторым принципом благополучия животных является запрет вызывать ненужную боль, страдания или угнетение. Именно поэтому цивилизованный европейский мир выходит из описанного принципа (правила) - домашние животные не могут быть на улицах «сами по себе», оставленные на произвол судьбы покинутые и заброшенные.
Итак, возвращение собак на улицу субъектами хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность по отлову бездомных собак с целью размещения последних в специализированных учреждениях (приютах), является нарушением части 1 ст. 24 Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения».
Таким образом, если субъекты хозяйствования, которые проводят хозяйственную деятельность по отлову бездомных собак, с целью размещения последних в специализированных учреждениях (приютах) возвращают животное на улицу, то в этом случае в их действиях имеет место нарушение общих правил содержания животных, то есть, они попадают под действие статьи 89 КоАП, которой предусмотрена административная ответственность за «оставление животных на произвол судьбы», что законодателем расценивается как жестокое обращение с животными.
Автор: Кандидат юридических наук, ассистент кафедры административного права Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого Д.О. Биленская
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Научно-правовой вывод Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого | 425.76 KB |