МЕТОД "ОТЛОВ-СТЕРИЛИЗАЦИЯ-ВОЗВРАТ": ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ, И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УКРАИНЫ Мацевич Л.Л.
На протяжении последнего десятилетия в Украине активно популяризуется концепция регулирования численности бездомных животных, в том числе, собак, предусматривающая в качестве основного метода отлов таких животных, хирургическую кастрацию (в обиходе называемую стерилизацией), в некоторых случаях – вакцинацию от бешенства, и возвращение животного на место отлова (ОСВ).
Однако, согласно рекомендациям OIE и ICAM, метод ОСВ в отношении собак рекомендован лишь для стран, которым присуща так называемая неизбежная бездомность (то есть, культура содержания домашних собак не предусматривает проживания животного на территории владельца; и большая часть животных – это так называемые общинные собаки, не имеющие индивидуального владельца, а находящиеся в собственности всей общины). В иных случаях применение ОСВ не рекомендуется. [1,2].
Одной из главных причин этого является крайне низкая эффективность массового ОСВ в отношении снижения численности бездомных животных.
Так, например, согласно данным учета бездомных кошек в г.Риме (Италия), снижение численности животных на контрольных площадках составляло около 22% за 10 лет применения стратегии ОСВ; причем в 28 из 103 наблюдаемых колоний наблюдалось даже возрастание количества животных.
Хотя самовоспроизводство животных было полностью прекращено: все котята, рождаемые от некастрированных кошек, изымались из колонии, и передавались горожанам для содержания в качестве домашних животных – однако снижение численности происходило медленно, вследствие подбрасывания в наблюдаемые колонии новых кошек, осуществляемое их бывшими владельцами [3]. Подобное явление наблюдалось и в Греции [4].
Согласно данным учета бездомных собак в исторической части г.Джайпура (Индия), достижение 65-70% охвата кастрацией самок привело к снижению общей численности собак на 28% в течение двух лет [5]. Однако результаты последующих наблюдений [6] свидетельствуют о прекращении снижения численности животных, и стабилизации ее на уровне около 70% от исходной, с незначительными флюктуациями из года в год.
Программа ОСВ в г.Орадя (Румыния) позиционируется как одна из самых удачных: декларируется снижение численности бездомных собак от 4200 до 350 особей на протяжении 2004-2011 годов. Однако, при изучении сведений, предоставленных спонсором и исполнителем программы [7; личное сообщение], оказывается, что исходное число животных существенно завышено: в него вошли также имеющие владельцев собаки, выпущенные на самовыгул. Кроме того, в 2011 году, кроме 350 уличных собак; имеется еще 500 содержащихся в частном приюте, и 350 – в муниципальном приюте Оради. Таким образом, исходное количество бесхозяйных собак в городе неизвестно, но оно заведомо ниже заявленных 4200; а количество живых бесхозяйных собак на 2011 год составляло не 350 – а 1200 особей. Кроме того, более тысячи животных были изъяты с улиц, и переданы новым владельцам – в том числе, за пределы Румынии. Таким образом, регулирование численности популяции происходило, в значительной мере, за счет массового безвозвратного изъятия.
Следовательно, эффективность применения стратегии ОСВ в г.Орадя гораздо меньше, чем декларируется; и даже может быть вообще поставлена под сомнение.
Еще один распространенный пример якобы успешного применения программы массового ОСВ – это деятельность итальянской организации Lega pro Animale в г.Кастель-Волтурно и г.Марано-ди-Наполи, Италия [8]. Однако как прямые, так и корректные косвенные данные учетов животных отсутствуют, вследствие этого, данный пример мы вынуждены исключить из рассмотрения.
Еще одно исследование производилось на примере популяции бездомных животных о.Родос [9]. Несмотря на оптимистические выводы автора о перспективности применения ОСВ для регулирования численности бездомных кошек и собак, материалы диссертации указывают на снижение численности наблюдаемой популяции кошек на 1% на протяжении года; над собаками же никаких наблюдений не производилось, поскольку на о.Родос проблема бездомных собак отсутствует.
Перечисленные выше примеры применения ОСВ можно считать условно успешными. Как видно, их "успешность" сводится, в лучшем случае, к незначительному уменьшению числа бездомных животных, и стабилизации его на этом, достаточно высоком, уровне. Следует отметить, что количество животных, ежегодно прооперированных в рамках программы ОСВ, как правило, в несколько раз превышало численность взрослых животных, одномоментно обитающих на территории данного населенного пункта или учетной площадки [5-7]. Это, по-видимому, связано с постоянным воспроизводством популяции за счет оставшихся фертильными самок, а также за счет миграции; таким образом, поддержание необходимого процента кастрированных самок требует постоянных немалых усилий.
Однако известны примеры неудачного применения ОСВ, сопровождавшиеся ростом численности бездомных животных. К наиболее известным примерам такого рода следует отнести неудавшуюся программу стерилизации в г.Москва (Россия).
По данным учетов [10], за время действия программы численность популяции бездомных собак в городе возросла с 21 до 26 тысяч, по одному методу оценки; и до 29 тыс. – по другому. Наблюдалась также перегруппировка, миграции, и повышение стайности собак; а также изменение межполового соотношения с 2:1 до 1,4:1. Количество собак, кастрированных по городской программе, составляло 18 тыс; доля кастрированных самок в популяции была около 25%. Процентное соотношение между взрослыми особями и молодняком оставалось практически неизменным, что свидетельствует о сохранении репродуктивного потенциала популяции.
Следует упомянуть также о результатах внедрения программы ОСВ в г.Одессе (Украина). мониторинг численности собак в этом городе никогда не производился, поэтому мы будем вынуждены воспользоваться косвенными данными – статистикой покусов, любезно предоставленной Санитарно-эпидемиологической станцией г.Одессы (табл.1):
Таблица 1. Количество зарегистрированных покусов граждан бездомными собаками в г.Одессе в 2003-2011 годах, случаев на 100 тыс. населения:
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
106 | 98 | 85 | 87 | 114 | 114 | 118 | 118 | 117 |
Пилотная программа ОСВ начала внедряться в 2005 году; в 2007 году она была принята в качестве официальной городской программы. Как видно из данных таблицы, после 2005 года наблюдавшееся до того постоянное снижение числа обращений пострадавших прекратилось – а, начиная с 2007 года, этот показатель существенно возрос, и ныне колеблется на уровне 114-118 случаев в год на 100 тыс. населения.
Это косвенно указывает на существенное возрастание численности/конфликтности популяции бездомных собак в ходе реализации программы. Финансирование программы составляло 10 тыс. евро в месяц; за время ее работы было кастрировано около 30 тысяч животных.
К подобным же последствиям привело и внедрение программы ОСВ в г.Харькове (Украина); см. табл. 2:
Таблица 2. Количество зарегистрированных покусов граждан бездомными собаками в г.Харькове в 2007-2011 годах
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
1133 | 1642 | 1785 | 1903 | 1455 |
Программа ОСВ в городе была внедрена начиная с 2008 года, и действовала до середины 2010 года. На протяжении 2010 года она была свернута, и заменена безвозвратным отловом с последующим размещением в приюте временного содержания. Как видно, реализация программы ОСВ сопровождалась ростом количества покусов; после полного сворачивания этой программы число покусов резко снизилось. Это свидетельствует в пользу предположения о росте численности/конфликтности бездомных собак, связанном с внедрением данной программы.
Некоторые сведения об эффективности программы ОСВ прозвучали также на конференции FAO "Dog population management". По сообщениям участников, результаты учетов численности животных фиксировали, в лучшем случае, некоторое снижение с последующей стабилизацией численности (кошки, Южная Африка) – в худшем же, обострение и осложнение ситуации (собаки, Сербия; собаки, Болгария).
Таким образом, все имеющиеся данные свидетельствуют о неспособности ОСВ-стратегий решить проблему бездомности животных; а также о трудоемкости и ненадежности этих программ. Программы ОСВ особенно сложны в применении при исходно высокой численности бездомных животных; поэтому некоторые рекомендации по проведению таких программ предусматривают предварительное массовое усыпление [11]. Более того, применение ОСВ спорно и с точки зрения благосостояния животных: так, неоднократно было подтверждено, что основная часть стерилизованных животных в течение двух-трех лет элиминируются из популяции [8,12,13]. Следует отметить, что в условиях Украины отсутствует традиционная для стран с "неизбежной бездомностью" повышенная терпимость к бездомным собакам; следствием этого является широкомасштабное самодеятельное уничтожение бездомных собак в городах со сравнительно высокой численностью этих животных. Таким образом, гуманность применения ОСВ в нашей стране становится еще более сомнительной.
В целом, можно сделать вывод, что применение ОСВ как основного метода обращения с бездомными животными (особенно, собаками) в условиях Украины нецелесообразно и негуманно.
Литература:
- Terrestrial Animal Health Code, OIE, 2011
- Humane Dog Population Management Guidance, ICAM, 2007
- Natoli E. et al. Management of feral domestic cats in the urban environment of Rome (Italy). // Prev Vet Med. 2006 Dec 18;77(3-4):180-5. Epub 2006 Oct 10.
- Tacker L. Stray animal control practice (Europa) / RSPCA International, 2007, - 66 p.
- Reece JF et al.Control of rabies in Jaipur, India, by the sterilisation and vaccination of neighbourhood dogs.// Vet Rec. 2006 Sep 16;159(12):379-83.
- The ABC Manual. A Report of the Background, Methods and Results of the Help in Suffering / Help in Suffering, Jaipur. - 2nd. Revision December 2006.