Законодательное урегулирование проблемы, связанной с содержанием большого количества домашних животных в жилых помещениях. Судебная практика.

МедиаСтатьиМетоды регулирования численности бездомных животных

Автор: Зозуля Н.А. Начальник отдела регистрации и пристройства животных КП «Центр обращения с животными» E-mail: pochta@animals.kharkov.ua

Из Википедии: Патологическое накопительство животных — собирание большого количества домашних животных при отсутствии достаточной площади для их проживания в квартире (доме) и возможности ухаживать за ними надлежащим образом — и одновременно отрицании своей несостоятельности. Патологическое накопительство можно охарактеризовать скорее, как симптом психического расстройства, нежели проявление жестокости по отношению к животным.

Собиратели глубоко привязаны к своим питомцам, и расстаться с животными для них невероятно тяжело. Обычно они не могут осознать, что животные страдают из-за того, что им не могут обеспечить надлежащий уход. Собиратели склонны верить, что они обеспечивают своих питомцев достаточным уходом.

При собирательстве животных возникает множество проблем, касающихся как личного, так и общественного здоровья. Собирательство является причиной многих серьёзных угроз здоровью как животных, так и лиц, проживающих в помещении с этими животными, и живущих по соседству.

Поскольку собирательство пагубно сказывается на здоровье животных, оно считается формой жестокого обращения с животными. Собиратели часто оказываются не в состоянии обеспечить своим животным элементарный уход, что является причиной болезней и часто смерти. Основные причины, влияющие на здоровье животного – плохое питание, чрезмерная скученность и ненадлежащий уход.

Харьков – пока единственный город в Украине (1) где органами местного самоуправления осуществляется работа по контролю за соблюдением Правил содержания домашних животных, которые были приняты Харьковским городским советом еще в 2007 году (далее Правила).

Этими Правилами для владельцев домашних животных установлена ​​обязанность соблюдения условий содержания животных, соответствующих их биологическим, видовым и индивидуальным особенностям и нормам общественного порядка. Эти нормы взяты из ЗУ «О защите животных от жестокого обращения»:

  • «Статья 7.«Общие правила содержания животных, исключающие   жестокость». Условия содержания животных должны отвечать их биологическим, видовым и индивидуальным особенностям. Условия содержания животных должны удовлетворять их естественные потребности в пище, воде, сне, движениях, контактах с себе подобными, в естественной активности и другие потребности. Количество животных, содержащихся, ограничивается возможностью обеспечение им условий содержания в соответствии с требованиями настоящего Закона. Место содержания животных должно быть оснащено таким образом, чтобы обеспечить необходимые пространство, температурно-влажностный режим, естественное освещение, вентиляцию и возможность контакта животных с естественной для них средой. Содержание животных в детских учреждениях допускается при условии обеспечения постоянного ухода за животными в соответствии с требованиями этого Закона.
  • Статья 9.«Особенности содержания домашних животных». Лицо, содержащее домашнее животное, обязано: обеспечить домашнему животному необходимые условия, соответствующие его биологическим, видовым и индивидуальным особенностям, в соответствии с требованиями настоящего Закона; соблюдать санитарно-гигиенические нормы эксплуатации жилого помещения, где содержится домашнее животное (место постоянного содержания), и норм сосуществования.»

Однако ни в каких нормативно-законодательных актах Украины не существует такого понятия, как санитарно-гигиенические нормы эксплуатации жилого помещения, которые обозначат соответствие биологическим, видовым и индивидуальным особенностям животных. Также нигде не указано, какое именно пространство необходимо для содержания домашних животных и каков при этом должен быть  температурно-влажностный режим.

По этой причине и Правила содержания домашних животных в. Харькове также не содержат четких требований к содержанию домашних животных. Поэтому логично, что законодательно должны быть установлены нормы или хотя-бы рекомендации по содержанию домашних животных в жилых помещениях, как это сделано в развитых странах мира: США, европейских странах и в Австралии.

Другими словами, ни в одном нормативном акте не указано, что регулярное выгуливание на улице является природной потребностью собаки или что животных надо содержать в чистоте, также не установлено какое пространство является минимально необходимым для содержания одного домашнего животного и т.д.

В административном кодексе Украины существует единственная статья, регулирующая ответственность за нарушение правил содержания собак и котов – ст. 154, согласно которой, привлечь к ответственностивозможно только нарушение следующих норм: содержание незарегистрированных собак, привод собак в общественные места, выгул собак без поводков и намордников или в неотведенных для этого местах, а также за нанесение собакой покуса. Нарушение этих норм карается от вынесения предупреждения до штрафа размером в 51 гривну. При повторном в течение года нарушении норм этой статьи штраф составит до 85 гривен с возможной конфискацией животного, на усмотрение суда.

Согласно статье 89 КУоАП «Жестокое обращение с животными», а именно: Жестокое обращение с животными, их истязание или совершение других действий, которые привели к их мучению, увечью или гибели караются штрафом 357 грн. Но,до принятия 22 июня 2017 г в административныйКодекс соответствующих изменений, полномочия по составлению протоколов по этой статье были только у экологических инспекторов и только касательно диких животных!

Поэтому, содержание в квартирах многоквартирных домов большого количества кошек и собак в скученности и тесноте, в условиях отсутствия выгула, в грязи и экскрементах, без достаточного питания и ветеринарной помощи – до 22.06.2017г не являлось правонарушением!

Введены изменения в Кодексе об административных правонарушениях (ст. 89), согласно которым жестокое обращение с животными – это издевательство над животными, побои или совершение иных насильственных действий, причинивших животному физическую боль, страдания, увечья или гибель, также оставление животных на произвол судьбы, в том числе нарушение правил содержания животных.

Все эти действия влекут за собой штраф от 3400 до 5100 грн с конфискацией питомца, если пребывание животного у владельца составляет угрозу для его жизни или здоровья.

Если жестоко обращались с двумя и более животными или группой лиц, или повторно, наказание будет жестче - штраф от 5100 грн до 8500 грн или админарест до 15 суток с конфискацией животного в случае необходимости.

При этом "насильственные действия в отношении животных, направленные на удовлетворение половой страсти", предусматривают штраф от 3400 до 8500 грн с конфискацией животного в случае необходимости.

Физическое уничтожение животных, натравливание их друг на друга или призывы к подобным действиям теперь повлекут за собой наказание в виде срока до трех лет. На пять будут сажать тех, кто подобные действия осуществлял в присутствии несовершеннолетних. За групповое и особо жестокое обращение с животными живодеров будут лишать свободы на срок до 8 лет.

В своей деятельности, в процессе контроля за соблюдением «Правил содержания домашних животных в г.Харькове» сотрудники КП «Центр обращения с животными» часто сталкиваются с проблемой содержания большого количества кошек и собак в квартирах и домах харьковчан.

В большинстве случаев животные содержатся в антисанитарных условиях, лишенные возможности нормально двигаться, гулять и питаться. Эта проблема имеет психологический и законодательный вектор.

В этом материале рассмотрим законодательную часть.  Закон Украины «О защите животных от жестокого обращения» регулирует сферу обращения со всеми группами животных: дикими, сельскохозяйственными и домашними животными-компаньонами.

Условия содержания и количества домашних животных указаны в статье 9. «Особенности содержания домашних животных»:   Лицо, содержащее домашнее животное, обязано:     обеспечить домашнему животному необходимые условия, соответствующие ее биологическим, видовым и индивидуальным особенностям, в соответствиис требованиями настоящего Закона;      соблюдать санитарно-гигиенических норм эксплуатации жилого помещения, где содержится домашнее животное (место постоянного содержания), и норм общежития. Так же ст. 9 определяет, что домашних животных разрешается содержать в квартирах, где проживает несколько семей, -только с письменного согласия всех жильцов квартиры. При этомне разрешается содержать домашних животных в местах общего пользования.

Хотелось бы отметить, что Законом не установленокакое количество животных можно содержать в квартире, комнате общежития или частном домовладении.

Резюмируем сказанное – причиной проблемы «накопительства животных», является отсутствие в законодательстве прямых ограничительных норм на количество животных, содержащихся в жилом помещении и отсутствие ветеринарно-санитарных требований по содержанию домашних животных.

Как показывает практика, отсутствие указанных нормативных документов делает невозможным привлечение «накопителей животных» к ответственности. От этого страдают в первую очередь несчастные животные, вынужденные испражняться на пол помещения и никогда не имевшие возможности гулять, бегать, нормально питаться. Если у животных, к сожалению, выбора нет, то у соседей, живущих рядом с такой квартирой либо домом выбор есть всегда: годами терпеть такое соседство илиобращается с исковым заявлением в суд с требованием возобновления прав набезопасную для жизни и здоровье и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Соседи сталкиваются с круглосуточным лаем собак, фекальными потеками по стенам и потолку, блохами, тараканами, топотом и зловонием.  Зачастую соседи не выдерживают и переезжают подальше от нерадивых «любителей животных».

Как показывает практика, в каждом микрорайоне города есть такие квартиры с горе-любителями животных. Как правило, это одинокие люди, в основном женщины, ведущие асоциальный образ жизни, зачастую нигде не работающие, которым самим не хватает на пропитание.  Что же делать, если столкнулись с такой проблемой? В процессе работы мы пришли к выводу, что решение проблемы имеет несколько методов:

  1. Разъяснительная беседа с владельцем о правильном уходе за животными с исправлением неблагоприятной ситуации.
  2. Убедить владельца сдать избыток животных в приют, оставив себе несколько стерилизованных животных.
  3. Конфисковать животных по решению суда, если владелец не идет на контакт и не желает устранять нарушения, связанные с содержанием большого количества животных.​

Пример: много кошек и неприятный запах – основная причина недовольства соседей. Решение: предложить стерилизовать самок (животные перестанут размножаться) и кастрировать самцов (удаление секреций, которые выделяют сильный неприятный запах); рассказать, как правильно ухаживать за кошками (регулярная замена наполнителя в туалетах для кошек и содержание мест для животных в чистоте) – и таким способом можно устранить источник недовольства соседей.

Каждый случай требует изучения и индивидуального подхода.

Законодательные методы, приводящие к конфискации животных через суд:

  1. Составление административных протоколов по ст. 154 КУоАП и, после принятия поправок в админкодекс от 22.07.2017г, в ст. 89.
  2. Подача соседями гражданских исков в суд на восстановление своих прав, гарантированных ст. 50 Конституцией Украины набезопасную для жизни и здоровье и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда.

Статья 154 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает:«Нарушение правил содержания собак и котов». Содержание собак и котов в местах, где это запрещено соответствующими правилами, или сверх установленного количества, или незарегистрированных собак, привод в общественные места, а так же выгула собак без поводка и намордника (кроме собак, с регистрационными свидетельствами, в которых сделана специальная отметка), или в не отведенных для этого местах - влечет за собой предупреждение или наложение штрафа, на граждан от одного до трех не облагаемых минимумов доходов граждан и предупреждение, или наложение штрафа на должностных лиц - от трех до пяти не облагаемых минимумов доходов граждан.

Те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью людей или их имуществу, а также повторное в течение года совершение нарушения из числа предусмотренных частью первой этой статьи - влекут за собой наложение штрафа на граждан от трех до пяти не облагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией животных и на должностных лиц - от четырех до семи не облагаемых минимумов доходов граждан».

К сожалению, в нашем случае привлечь накопителя животных к ответственности возможно только за содержание незарегистрированных собак! Если животные зарегистрированы, то составленный протокол не будет оснований.

В таком случае имеет место юридическая коллизия – ответчик желает устранить нарушение – требует зарегистрировать собак, но мы отказываем на основании того, что не устранены нарушения, связанные с их содержанием. В таком случае получить решение суда о конфискации животных крайне трудно.Касательно кошек эта статья не работает вообще!!!!

Необходимо отметить, что составлять протоколы по 154 статье могут только лица, уполномоченные на это городским советом или сотрудники полиции. А полномочия по составлению протоколов по ст.89 (касательно домашних животных) теперь есть только у полиции.  Но самая большая проблема данного пути в том, что для составления административного протокола, нарушитель (в нашем случае, тот кто содержит животных в антисанитарных условиях) должен предоставить паспортные данные. Зачастую от предоставления паспорта и идентификационного номера нарушители категорически отказываются, при этом дверь не открывают.  В таком случае составить административныйпротокол у представителей коммунальных предприятий возможности нет.  В таком случае наступает тупик. Можно попробовать привлечь органы национальной полиции (102 или участкового инспектора), но закон о «Национальной полиции» не дает возможность сотрудникам правоохранительных органов приникать в частное жилище без угрозы жизни жильца или отсутствия чрезвычайной ситуации.

В этом случае соседи остаются один на один со своей проблемой. Ни коммунальные службы,ни правоохранительные органы не могут им помочь.Для решения таких проблем накопительства животных существует второй путь – подача соседями гражданского иска в суд на нарушении их прав, с требованием конфискации животных.

Необходимо обратиться в районный хозяйственный суд. В исковом заявлении нужно максимально полно описать проблему. Дополнительно необходимо приобщить к иску справки о превышении дозы аммиака в воздухе (в квартире истца и на лестничной площадке), справки от полиции о вызовах на 102 на шум, исходящий от собак (ст. 182 КУоАП), справки от балансодержателя много квартирного дома о состоянии внутренних коммуникаций подвала, документы из медучреждений на ухудшение самочувствия соседей ответчика, особенно детей.Процесс подготовки материалов очень трудоемкий и длительный.

Для вынесения решения о конфискации животных крайне необходимо определение точного количества животных в жилом помещении. Недавний прецедент показал (ссылку на решение суда в реестре), что даже при хорошей доказательной базе, но не имея точного представления о количестве животных, суд вынужден был отказать в конфискации животных. Поэтому нужно заручиться поддержкой свидетелей, которые бывали в квартире ответчика и могут описать животных и их количество. К сожалению, не всегда есть такие лица. В основном ответчики ведут закрытый образ жизни и никого не пускают в частное помещение.

Стоит отметить, что в г.Харькове КП «Центр обращения с животными» в гражданских исках о конфискации животных обычно выступает третьей стороной.  Сотрудники Центра оказывают юридическую помощь пострадавшим соседям нерадивых владельцев домашних животных.

Особенности судебной практики в г.Харькове, таковы, что ответчики зачастую привлекают представителей зоозащитных организаций.  Последние настроены крайне агрессивно, имеют личный мотив финансового и психологического характера, зачастую, затягивают процесс.  В результате страдают невинные животные и соседи.

На каждое положительное решение по административным или гражданским искам приходиться два отрицательных, т.е суд отказывает в конфискации животных, опираясь на отсутствие законодательных ограничительных норм на количество животных и на отсутствие ветеринарно-санитарных норм содержания животных в жилых помещениях.Именно поэтому на законодательном уровне крайне необходимо принять ветеринарно–санитарные нормы по содержанию животных в жилых помещениях.  Без принятия таких норм проблему накопительства животных никогда не решить, а соседи и животные будут страдать.

С начала функционирования КП «Центр обращения с животными» и по настоящее время (с 2010 г. по 30.06.2017г.) было направлено в суды Харькова ____ (подсчитай) материалов на конфискацию животных. Из них судами вынесено решений о конфискации ____(ратникова, флексер, паскалова, буряк, ……… кто еще)

Примечания:

  • (1)В июне 2017 года КП «Центр обращения с животными» направил запросы во все областные центры Украины с целью определения предприятий или организаций, занимающейся вопросом контроля Правил содержания домашних животных. Из ответов выяснилось, что кроме города Харькова, органы местного самоуправленияданным вопросом не занимаются.

 Адрес:

61031 Харьков,

пр-т Гагарина, 358

 Часы работы:

Пн - Пт с 9:00 до 18:00

Ветклиника - круглосуточно

 E-mail:

pochta@animals.kharkov.ua

 Центр обращения с животными в facebook  Центр обращения с животными в twitter  Центр обращения с животными в Youtube  Центр обращения с животными в Googl+  Центр обращения с животными в Linkedin