Автор: Шаповалова Ю.Г., КП «Центр обращения с животными»
1. Анализ актуальности проблемы в Украине.
Из всех городских животных к наиболее конфликтной группе относятся бездомные собаки, поэтому в данной работе мы будем говорить именно о методах регулирования численности бездомных собак, т.к. они существенно отличаются от методов регулирования бездомных кошек.
Согласно итогам исследования, проведенного в 2012 году центром «Социальные индикаторы» в четырех крупных городах Украины – Киеве, Донецке, Харькове, Львове, от 15 до 32% всех опрошенных жителей оценили проблему бездомных животных как самую серьезную из повседневных городских проблем; а еще 25-29% – как одну из наиболее серьезных. Большая часть респондентов
(63-72%) опасалась возможности нападения бездомных собак, а около трети всех опрошенных (21-37%) сообщило об актах собачьей агрессии по отношению лично к ним или их близких; от 1 до 5% получили травмы, нанесенные собаками, в течение последнего года, причем большинство (57-78%) пострадали именно от бродячих животных.
Согласно итогам социалогического исследования, проведенного в городе Харькове в 2017 году маркетинговой компанией «Украинский социологический стандарт», на вопрос «Как вы воспринимаете пребывание на городских улицах стай бездомных собак?» 45,7% респондентов ответили «крайне негативно, это причиняет неудобства, а иногда – угрозу», а 36,3% ответили «негативно, но куда им деваться?». А на вопрос «Испытывали вы или кто-либо из ваших друзей и близких неудобства/ неприятности из-за бездомных собак?» 40,2 % опрошенных ответили утвердительно.
Как показывает опыт, отношение населения к бездомным животным можно разделить на три категории:
- люди, которые категорически против присутствия бездомных собак (боязнь заражения опасными заболеваниями, боязнь агрессии со стороны собак и т.д.);
- люди, которые не усматривают в присутствии собак угрозы и неудобства, а значит готовые сосуществовать рядом с ними;
- люди, которым безразлично есть собаки или их нет.
Но, как показывает практика, вторая и третья категория людей, сталкиваясь с опасностью заражения зоонозными заболеваниями или агрессией со стороны собак – переходит в первую категорию.
Как видно из приведенных данных, проблема присутствия бездомных собак на территории городов Украины оценивается населением как весьма актуальная, а это значит, что со стороны органов местного самоуправления требуется ее решение. Решение проблемы непосредственно состоит в сокращении численности бездомных собак до возможного минимума, а в идеале и до полного искоренения явления бездомности животных.
Для достижения этой цели необходимо выбрать правильную стратегию, которая будет эффективной и гуманной. При ее выборе необходимо учитывать интересы и человека и животных, опираясь, прежде всего на научное обоснование, то есть на мнение людей, являющихся профессионалами в данной области.
Хотя сфера и называется "обращение с домашними и бездомными животными", но на самом деле она неразрывно связана со здоровьем людей, т.к. животные при неправильном обращении с ними, создают целый ряд проблем - являются носителями зооантропонозных заболеваний, могут травмировать людей, создавать антисанитарные ситуации, загрязняя зеленые зоны и песок на детских площадках и создавая целый ряд других проблем. Все это в конечном счете приводит проблемам со здоровьем людей. Однако, с этической точки зрения, животные всегда находились рядом с человеком. И в людях необходимо формировать принципы любви и гуманного отношения к животным, а это относится уже к сфере образования.
Только в тех городах, где местная власть понимает масштаб и взаимосвязь между сферами обращения с животными, здравоохранения и образования, и причисляет обращение с животными к приоритетным направлениям финансирования, работа, направленная на благополучие животных может быть успешной.
2. Чем обусловлена необходимость контроля за численностью бездомных собак?
Общество связывает с бездомными собаками целый ряд проблем:
- распространение заболеваний, опысных для человека и животных;
- случаи укусов и боязнь людей, вызванная агрессивным поведением собак;
- неудобство, вызываемое шумам и лаем;
- нападение на домашний скот;
- уничтожение дикой фауны в парковых зонах и на окраине населенных пунктов (белки, наземно гнездящиеся птицы, ежи и т.д.)
- причина аварий на дорогах.
При этом и сами животные подвержены влиянию множества негативных факторов, среди которых:
- страдание от голода, жажды и холода;
- гибель от болезней;
- травмы при ДТП;
- ранения во время собачьих драк;
- жестокое обращение со стороны чееловека (отравления, отстрел и т.д.).
3. Опыт развитых стран в решении проблемы бездомных животных.
На протяжении последнего десятилетия в Украине активно популяризуется концепция регулирования численности бездомных собак, предусматривающая в качестве основного метода отлов таких животных, хирургическую операцию по удалению репродуктивных органов, вакцинацию от бешенства и возвращение животного на место отлова. Этот метод получил аббревиатурное название ОСВ (отлов-стерилизация-возврат).
Однако, согласно рекомендациям таких известных организаций, как Международное эпизоотическое бюро (OIE) и ICAM (Международная коалиция зоозащитных и ветеринарных организаций), метод ОСВ в отношении собак рекомендован лишь для стран, которым присуща так называемая неизбежная бездомность (то есть, когда культура содержания домашних собак не предусматривает проживания животного на территории владельца; и большая часть животных – это так называемые общинные собаки (собаки-парии), не имеющие индивидуального владельца, а находящиеся в собственности всей общины). В иных случаях применение ОСВ не рекомендуется. [1,2].
Согласно данному руководству, эффективная программа регулирования численности бездомных собак требует применения комплексного подхода, состоящего из следующих компонентов:
- Образование населения в вопросах содержания животных
- Законодательное урегулирование
- Регистрация и идентификация животных
- Контроль репродукции животных
- Приюты и центры передачи животных новым хозяевам
- Эвтаназия больных или невостребованных животных в приютах
- Превентивные ветеринарные меры, направленные на оздоровление популяции домашних животных
- Ограничение доступа к ресурсам (пища и укрытия).
При установке стандартов благополучия животных, которое выражается в искоренении понятия их «бездомности», необходимо применять все указанные компоненты. Именно по такому принципу и построена работа в г.Харькове.
В странах северо-западной Европы (Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландах, Дании, Австрии, Швеции, Финландии, Норвегии), в прибалтийских странах (Латвии, Эстонии, Литве), в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Чехии), а также в США, Канаде и Австралии метод ОСВ в отношении бездомных собак никогда не применялся. В этих странах применяется отлов животных с последующим временным размещением в муниципальных приютах для возвращения владельцам (если животные утеряны), поиска новых владельцев или передачей общественным благотворительным приютам для дальнейшего содержания. Во всех указанных странах по мере необходимости применяется усыпление невостребованных животных после определенного минимального срока содержания, который, чаще всего, составляет 14 суток. Например, по данным общества защиты животных «Гуманное общество Соединенных Штатов» (HSUS) ежегодно в муниципальных приютах усыпляется более 3 миллионов собак и кошек из-за отсутствия желающих забрать их и постоянного поступления новых животных. Таким образом, в перечисленных странах отсутствует бюджетное финансирование содержания животных в муниципальных приютах сверх установленного законодательством срока.
Таблица 1
Название страны | Законодательно установленный срок содержания животных в муниципальных приютах |
Великобритания | 7 суток |
Франция | 8 суток |
Бельгия | 14 суток |
Нидерланды | 14 суток |
Дания | 14 суток |
Ирландия | 5 суток |
Словения | 30 суток |
Мальта | 7 суток |
Литва | 3-10 суток |
Эстония | 14 суток |
Норвегия | 14 суток |
Финляндия | 15 суток |
Швеция | 7 суток |
США | 3-30 суток (в зависимости от штата) |
Австралия | 7 суток |
Отдельный опыт имеет Германия, где в отличие от других стран, функции приема от полиции и содержание бездомных животных в приютах полностью переданы общественным организациям, таким как Немецкий союз защиты животных (эта организация имеет сеть из более 500 приютов по всей стране и может принять всех бездомных животных). Все расходы, связанные с содержанием приютов финансируются за счет благотворительных пожертвований, но не за счет бюджетов земель Германии.
Согласно аналитической работе L.Tacker, Обзор стратегий контроля популяций безнадзорных собак и кошек в 31 стране, составленной в 2007 году с помощью ведущих зоозащитных международных организаций WSPA, RSPCA International [3], отлов с размещением в пунктах временного содержания или приютах является основным методом обращения с бездомными животными во всех странах, где проблема беспризорности была успешно решена, или активно решается. В подавляющем большинстве таких стран существует законодательное разрешение на эвтаназию в приютах непристроенных животных. Результаты этого исследования показали, что регулирование количества бездомных животных методом ОСВ в европейских странах достаточно широко применяется по отношению к кошкам, но не к собакам. Также в этой работе указано, что отлов животных является эффективным только в комплексе с мерами, направленными на профилактику беспризорности: наказание за выбрасывание домашних животных, сокращение размножения домашних животных, просветительская работа, повышение культуры содержания домашних животных и тому подобное.
Реальная проблема явления беспризорности животных существует лишь в некоторых странах Восточной Европы – Болгарии, Румынии, Сербии, Хорватии, а также Греции, Испании и Португалии. В этих странах, где применяется метод ОСВ, бездомные собаки обитают на улицах и, как следствие, существуют проблемы, связанные с их присутствием. Для примера – за I полугодие 2012 года в столице Румынии – Софии от зубов бездомных собак погибли два пожилых человека.
И Европейская конвенция по защите прав домашних животных и известные международные общества защиты животных не поддерживают оставление домашних животных без присмотра человека, что по своей сути заложено в методе ОСВ, и не выступают против применения эвтаназии для невостребованных животных в приютах.
По оценкам зарубежных экспертов, метод ОСВ не приводит к сокращению численности бездомных животных, если имеет место постоянное поступление в среду выброшенных домашних животных и их потомства. Кроме того, указано, что выпуск бездомных животных на улицу в рамках муниципальных программ способствует уменьшению ответственности владельцев домашних животных. Например, в Греции этот метод вызвал появление владельцев, которые выбрасывали своих собак в местах, где, как они считали, «выброшенные животные найдут заботу».
Поэтому, по мнению экспертов, метод ОСВ непригоден для решения проблемы бездомности животных. Этот метод пригоден только для оздоровления и стабилизации популяции бездомных животных в регионах, где оставление животных без попечения не противоречит действующему законодательству. Это страны Юго-Восточной Азии, Африки, Индия, индейские поселения Америки, цыганские общины, где большая часть собак не имеет владельцев, а принадлежит всей общине.
В мировой практике отсутствуют примеры, подтверждающие эффективность метода ОСВ в сокращении численности бездомных собак, если речь не идет о закрытой территории, где нет возможности пополнения их популяции.
4. Выбор стратегии
Приведем несколько выдержек из Санитарного кодекса наземных животных, разработанного МЭБ в 2012 году.
Всеми́рная организа́ция по охра́не здоро́вья живо́тных (ВООЗ) (до 2003 года Международное эпизоотическое бюро – OIE) — межправительственная организация, ответственная за здоровье животных. Организация включает 178 стран-членов, в том числе Украину и признана Всемирной торговой организацией (ВТО) в качестве консультативной организации.
На этом этапе желательно провести подсчет количества бездомных собак.При разработке программы контроля за популяцией бездомных собак властям рекомендуется создавать консультативную группу, включающую в свой состав ветеринарных врачей, специалистов по экологии и этологии собак, специалистов по зоонозным (общим для человека и животных) болезням, а также представителей главных заинтересованных сторон (местных властей, органов здравоохранения населения, органов контроля окружающей среды и общественности). Основной задачей перед консультативной группой ставится анализ и количественная оценка проблемы, определение ее причин, оценка ожиданий населения по отношению к собакам и выработка наиболее эффективных подходов на перспективу.
В числе типов бродячих собак выделяют:
- собак, имеющих владельца, но проводящих часть времени на воле;
- собак на воле, не имеющих владельца.
Источники происхождения бродячих собак:
- бродяжничество собак, имеющих владельца;
- собаки, брошенные владельцами, в том числе щенки, рожденные от них;
- размножение собак, не имеющих владельца.
Собаки, отловленные на территории какого-либо муниципального образования, могут быть возвращены своим владельцам, либо предложены для пристройства новым владельцам. Этот момент является хорошей возможностью повысить ответственность владельцев собак. Власти могут требовать стерилизации собак в качестве контрольной меры перед тем, как предлагать их к пристройству (адапции).
В некоторых случаях собаки, отловленные на территории какого-либо муниципалитета, могут получить уход (в частности, вакцинация от бешенства), быть стерилизованы, после чего выпущены в место отлова. Но такой подход может быть принят, когда присутствие бродячих собак признается неизбежным и принимается местным населением.
Возможность такого решения существует не во всех ситуациях; оно даже может признаваться незаконным в ряде стран, где бросать собак запрещено. Проблемы, которые создают собаки, как то шум, загрязнение экскрементами, ранение от укусов и автомобильные аварии при этом не решаются, поскольку собак выпускают на территорию муниципалитетов и они оказываются на свободе. Если жители муниципалитета – владельцы собак бросают их, а после стерилизации муниципалитет берет на себя заботу о животных, следует учитывать риск, что это может способствовать тому, что владельцы чаще будут бросать нежелательных собак.
Собаки, отловленные в границах муниципального образования, иногда слишком многочисленны или непригодны к размещению у новых владельцев. Если эвтаназия этих нежелательных животных остается единственным решением, ее проведение следует проводить в строгом соответствии с инструкциями Компетентного органа. В случае эвтаназии следует придерживаться основных принципов, содержащихся в Наземном кодексе, отдавая предпочтение наиболее простым и быстрым методам, которые позволяют бережное отношение к животному. Вне зависимости от используемого метода чрезвычайно важно снижать до минимума страх и страдание, причиняемое собакам [4].
Таким образом, принятие в Украине по отношению к бездомным собакам стратегии отлов-стерилизация-возврат (ОСВ) не приемлемо, в связи с тем, что Закон обязывает устранять с улиц всех безнадзорных собак, на законодательном уровне введено наказание за выбрасывание животных, а также присутствие бездомных собак в подавляющем большинстве негативно воспринимается обществом.
Факторы, влияющие на появление бездомных собак:
- наличие или отсутствие в законодательстве наказания за оставление домашней собаки без присмотра (выпускание в самовольный выгул или выбрасывание);
- размножение домашних собак «для здоровья» или с надуманной целью удовлетворения родительского (природного) инстинкта, приводящее к появлению невостребованного потомства с последующим выбрасыванием на улицу;
- отсутствие у органов местного самоуправления возможности устранения бездомных собак с территории населенного пункта (отсутствие служб по контролю за численностью животных и муниципальных приютов);
- доступность пищевой базы (наличие открытых мусорных контейнеров и свалок с пищевыми отходами);
- прикармливание бездомных собак населением;
- неконтролируемое размножение собак на закрытых территориях, куда нет доступа муниципальным службам по отлову животных.
Согласно социалогичесскому исследованию, проведенному в Харькове в 2017 году, на вопрос «В какой мере вы участвуете в помощи бездомным животным?» - 47,7% респондентов ответили: «Регулярно подкармливаю».
При выборе стратегии необходимо учесть все эти факторы и спланировать работу по их устранению.
Рассмотрим примеры неудачного выбора стратегии регулирования численности бездомных животных методом «ОСВ», сопровождающегося ростом их численности.
К наиболее известным примерам такой стратегии следует отнести неудавшуюся 9-ти летнюю программу стерилизации в г. Москве (Россия), а также 12-ти летнее применение ОСВ в Одессе (Украина).
- Москва. По данным учетов [8], за время действия программы численность популяции бездомных собак в городе возросла с 21 до 26 тысяч, по одному методу оценки; и до 29 тыс. – по другому. Наблюдалась также перегруппировка, миграции, и повышение стайности собак. В 2009 году правительством Москвы было отменена возможность возвращения стерилизованных собак на улицы города и внедрена система размещения отловленных собак в приютах.
- Одесса. По данным, предоставленным Одесской СЭС, в годы, предшествовавшие внедрению системы ОСВ, являющейся основой действующей городской Программы, число зарегистрированных покусов как владельческими, так и бездомными собаками, планомерно снижалось. После внедрения ОСВ (с 2005г.) число обращений по поводу покусов владельческими животными продолжало снижаться, тогда как частота зарегистрированных покусов бездомными резко возросла с 85 до 117-118 случаев на 100 тыс. населения в год.
Таблица 2 Количество зарегистрированных покусов граждан бездомными собаками в г.Одессе в 2003-2012 годах, случаев на 100 тыс. населения:
2003 | 2004 | 2005 начало ОСВ | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
106 | 98 | 85 | 87 | 114 | 114 | 118 | 118 | 117 |
Одесса сегодня (2017 г):
Это косвенно указывает на существенное возрастание численности / конфликтности популяции бездомных собак в ходе реализации программы. При этом со стороны одесских зоозащитных организаций отмечается большое количество жалоб на отравления бездомных собак. Например, по информации одесского Союза защиты животных с января по апрель 2009 года неизвестными лицами было отравлено более 300 животных.
Таким образом, можно считать двенадцатилетнюю практику применения метода «ОСВ» для регулирования численности бездомных собак в г. Одессе неэффективной.
К подобным же последствиям привело применение метода «ОСВ»
и в г. Харькове.
Таблица 3. Количество зарегистрированных покусов граждан бездомными собаками в г.Харькове в 2007-2011 годах
2007 | 2008 начало ОСВ | 2009 | 2010 окончание ОСВ | 2011 |
1133 | 1642 | 1785 | 1903 | 1455 |
Таким образом, все имеющиеся данные свидетельствуют о неспособности ОСВ-стратегий решить проблему бездомности животных. Программы ОСВ особенно сложны в применении при исходно высокой численности бездомных животных, а также в условиях постоянного пополнения популяции за счет выброшенных домашних собак или их потомства. Более того, применение ОСВ спорно и с точки зрения благосостояния животных: так, неоднократно было подтверждено, что основная часть стерилизованных животных в течение двух-трех лет элиминируются из популяции (вымирают не по возрастным показателям) [9,10]. Следует отметить, что в условиях Украины отсутствует традиционная для стран с "неизбежной бездомностью" повышенная терпимость к бездомным собакам, следствием этого является широкомасштабное уничтожение бездомных собак в городах со сравнительно высокой численностью этих животных. Таким образом, гуманность применения ОСВ в нашей стране становится еще более сомнительной.
В целом, можно сделать вывод, что применение ОСВ, как основного метода обращения с бездомными собаками в условиях Украины – незаконно, неэффективно и негуманно.
Выбор стратегии должен основываться не на голословных заявлениях зоозащитников о гуманности и эффективности, а исключительно на законности, научном подходе, защите жизни и здоровья людей и стремлении добиться общего благополучия для животных.
5. Анализ эффективности комплексной стратегии по регулированию численности бездомных собак в городе Харькове. Принцип обращения с бездомными животными.
Ранее городские власти г. Харькова, будучи введены в заблуждение общественными организациями по защите животных, пытались внедрять метод ОСВ. Практический опыт его применения в течение двух с половиной лет (с 2008 года до середины 2010 года) не оправдал возложенных на него надежд. Около 2500 бездомных собак после отлова были стерилизованы, вакцинированы против бешенства и возвращены на место отлова. При этом были потрачены значительные бюджетные средства, потому что процесс отлова значительно усложнился и стал высокозатратным. Это привело к значительному увеличению поголовья бездомных собак, возникновению стай, возросшему количеству травм, нанесенных людям бездомными собаками, увеличению загрязнения городской почвы яйцами гельминтов.
Пока шла работа по стерилизации ограниченного количества собак, происходил значительный прирост поголовья за счет пополнения из числа выброшенных владельцами домашних собак и размножения бездомных, которые еще оставались на улицах города. Если раньше бездомные собаки создавали стаи в период так называемых «собачьих свадеб», после чего распадались, то в ситуации резкого увеличения их численности, для выживания стаи стали существовать постоянно. «Охраняя» территории, собачьи стаи становились более агрессивными, нападали на взрослых и детей.
Несмотря на то, что городская власть пыталась решить вопрос уменьшения численности бездомных животных, жители города обвиняли ее в бездействии и прибегали к «самосуду» над животными. Стали иметь место многочисленные случаи отравления собак, распространилось движение так называемых «догхантеров», которые жестоко убивали бездомных собак, в том числе с применением огнестрельного оружия. В результате животные, испытывая страдания, массово гибли, и эта ситуация не уже поддавалась контролю. Кроме того, в городе были зарегистрированы случаи гибели домашних животных, случайно подобравших отраву.
В 2010 году от многочисленных травм, нанесенных стаей бездомных собак в
г. Харькове погибла пожилая женщина. В ходе расследования было установлено, что стая собак находилась под опекой двух лиц без определенного места жительства, большая часть собак из этой стаи была стерилизована.
После этого случая городской властью было принято решение о применении метода безвозвратного отлова для регулирования численности бездомных собак в городе – единственно законного, предусмотренного Законом Украины «О защите животных от жестокого обращения».
За последующие 7 лет применения в Харькове метода безвозвратного отлова бездомных собак с размещением в Центре содержания животных с целью возврата владельцам или поиска новых владельцев и применением гуманной эвтаназии к одичавшим, больным, опасным животным, наблюдается значительное сокращение популяции бездомных собак, что подтверждается статистическими данными Госпродпотребслужбы Украины.
Подтверждением эффективности внедряемой в г.Харькове программы являются:
1. Мониторинг данных государственных органов:
- в 2010 году бездомными собаками были травмированы (нанесено укусов) 1903 человека;
- в 2016 году этот показатель уменьшился на 77% и составляет 436 случаев.
2. Два независимых подсчета количества бездомных собак на территории города Харькова, проведенных британскими экспертами Международной зоозащитной организации Naturewatch в 2013 году показали высокую динамику в снижении поголовья собак – на 40 % за полгода (отчеты размещены на сайте Предприятия).
В ходе первого подсчета в апреле 2013 года с указанием возможной погрешности в 20% было выявлено 1709 собак. А в октябре 2013 года было выявлено 1024 собаки.
3. Визуальное отсутствие на улицах Харькова бездомных собак.
4. Сокращение до нуля показателей загрязнения почвы детских площадок, мест рекреационной зоны яйцами геогельминтов (токсокар, собачьих и кошачьих аскарид). В 2010 году было установлено 19,3% положительных результатов из исследованных проб. Начиная с 2015 года оказываются только нежизнеспособные яйца токсокар, не является показателем загрязненности почвы.
4. Ежегодно сокращается количество отловленных на территории города собак:
- 2013 - 10000 голов;
- 2014 - 9500 голов;
- 2015 - 7000 голов;
- 2016 - 6000 голов;
- в 2017 году планируется отловить 5700 голов.
В 2012 году в Харькове начал работу первый в Украине Центр содержания бездомных животных, отвечающий европейским стандартам, что подтвердили представители авторитетной Международной зоозащитной организации Naturewatch, которая 2,5 года проводила инспекцию его работы в рамках подписанного в 2013 году с Харьковским городским советом Соглашения о сотрудничестве в сфере обращения с животными. По результатам контрольных визитов в город Харьков эксперты Naturewatch дали высокую оценку работе, которую проводит коммунальное предприятие и в своем письме на имя мэра города указали, что планируют использовать муниципальный приют города Харькова в качестве примера для других городов стран бывшего СНГ.
Данные об успешности реализуемой городом программы также подтверждаются результатами социалогических исследований 2017 года. Так, на вопрос «Как изменилось кол-во бездомных собак за последние несколько лет?» - 62,2% респондентов ответили «их стало меньше».
Интересный факт: На вопрос социалогического исследования, проведенного в Харькове в 2017 г. «Какой из этих вариантов по регулированию численности бездомных собак вы считаете более эффективным?» - 68,7 % респондентов ответили «отлов и устранение гуманными методами (усыпление) по истечении определенного срока всех особей, для которых не нашлось новых хозяев и места в муниципальном приюте». Но при этом, 84,7 % харьковчан считают метод ОСВ более гуманным.
Все отловленные собаки размещаются на карантинной площадке Центра для проведения клинического осмотра. Часть собак, которые с точки зрения ветеринарных специалистов, не в состоянии причинить вреда человеку и являются социально адаптированными, отбираются для дальнейшего пристройства. Все эти животные проходят ветеринарную обработку, вакцинацию против бешенства и стерилизацию. После этого животные переводятся в зону приюта Центра, где они бессрочно содержатся до передачи новым владельцам.Обращение с бездомными животными в г.Харькове происходит по следующему принципу.
В задачи Предприятия не входит пожизненное содержания животных в приюте, но, несмотря на это, все животные, которые ветеринарами и кинологами Предприятия определены пригодными для проживания рядом с человеком, содержатся в Центре за счет собственных средств предприятия, начиная с восьмых суток после отлова и до момента передачи новым владельцам (7 суток содержания оплачивается за счет средств городского бюджета). Чаще всего этот период составляет 3-4 месяца.
Но надо понимать, что основное количество отловленных собак является потомственно уличными, то есть одичавшими за много поколений, трусливыми или агрессивными, поэтому, изменить их поведение уже невозможно. Эти животные не приспособлены к содержанию в условиях неволи, ни в вольере приюта, ни рядом с человеком в квартире или доме. Передача новым владельцам собак, которые представляют потенциальную опасность для человека, может привести к нанесению вреда здоровью и даже к смерти человека.
В условиях неволи, рядом с чужими незнакомыми животными, отловленные одичавшие собаки испытывают тяжелый стресс. Как известно из научной литературы, глубокий стресс очень пагубно влияет на здоровье животных, что приводит к их физическим страданиям, психологическому истощению и может привести к гибели, поэтому содержать их в приюте или передавать новым владельцам невозможно.
Наличие общественных благотворительных приютов, готовых принять таких собак, дало бы возможность значительно уменьшить количество применения эвтаназии к такой категории отловленных бездомных животных.
Эвтаназия животных, которые не были отобраны ветеринарами и кинологами для пристройства, по истечении установленного Законом обязательного срока содержания (5-7 дней) осуществляется современными сертифицированными в Украине препаратами, исключительно гуманным способом, в соответствии со ст. 16,17 и 24 ЗУ «О защите животных от жестокого обращения», а также «Методическим рекомендациям по проведению эвтаназии животных», утвержденным приказом Государственного комитета ветеринарной медицины № 365 от 07.09.2010 г.
Город Харьков намерен и в дальнейшем строить свою работу в соответствии с Законами Украины «О защите животных от жестокого обращения», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О защите населения от инфекционных болезней», «О защите окружающей природной среды» и применять европейский, эффективный и гуманный метод решения проблемы бездомных животных. В рамках принятой городом Программы регулирования численности бездомных животных, построенной на рекомендациях Международной Коалиции по регулированию численности животных-компаньонов, нашим предприятием с начала 2010 года внедряется целый комплекс мероприятий по сокращению численности бездомных животных:
- Учет и регистрация домашних животных.
- Контроль за соблюдением Правил содержания домашних животных с привлечением нарушителей к административной ответственности.
- Отлов бездомных животных гуманными методами и размещение их в Центре временного содержания.
- Поиск хозяев для бездомных и отказных животных.
- Применение эвтаназии к больным, одичавшим и агрессивным животным.
- Предоставление населению доступной цены на стерилизацию домашних животных (цены на операцию в 2-5 раз ниже, чем в частных ветклиниках).
- Программа льготной стерилизации домашних животных для малообеспеченных категории граждан.
- Чипирование домашних животных.
- Обозначение мест для выгула собак и обустройство огороженных площадок для дрессировки собак.
- Привлечение волонтеров для помощи животным приюта.
- Контроль за недопущением миграции бездомных животных с закрытых территорий в зону жилой застройки с требованием ограничить перемещение собак, используемых для охраны, их вакцинации против бешенства и регистрации (стоянки, стройки, гаражные кооперативы и прочее).
- Регулярное проведение занятий в общеобразовательных школах, посвященных теме гуманного и ответственного отношения к животным.
- Проведение информационной работы с населением об ответственном обращении с домашними животными и о причинах появления бездомных животных, посредством публикаций статей в печатных СМИ и участия в ТВ проектах (пропаганда стерилизации, вакцинации, регистрации и недопустимости выбрасывания домашних животных).
Мы прекрасно осознаем, что только применение всех этих мер в комплексе может дать положительный результат в решении проблемы бездомных животных и работа в этом направлении уже имеет положительный результат – в Харькове практически исчезли с улиц бездомные собаки, а ответственных владельцев животных становится с каждым днем все больше!
6. Обоснование законности метода безвозвратного отлова бездомных животных и применения эвтаназии к некоторым животным.
Согласно ст. 3 Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.
Таким образом, мероприятия Программы сокращения численности бездомных животных, в первую очередь направлены на защиту высшей социальной ценности и утверждены основным Законом государства.
Статьей 16 Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения» (далее Закон) установлено, что регулирование численности диких животных и животных, которые не содержатся человеком, но находятся в условиях, полностью или частично созданных деятельностью человека, осуществляется методами биостерилизации или биологически обоснованными методами, а в случае невозможности их применения - методами эвтаназии.
Биологически обоснованные методы касаются регулирования численности диких животных (например, санитарный отстрел лисы), а также регулирования численности синатропных грызунов (использование отравленных приманок).
Биостерилизация — лишение животных хирургическим путем способности к воспроизводству потомства (репродуктивной способности) (ст. 1 Закона).
Эвтаназия - гуманные методы умерщвления животных, исключающие их предсмертные страдания (ст. 1 Закона);
В каких случаях возможно применение биостерилизации:
- когда речь идет о методе ОСВ в отношении бездомных кошек;
- биостерилизация имеющих владельцев кошек и собак, как метод регулирования численности бездомных животных;
- когда речь идет о содержащихся в приютах бездомных животных.
В случае, если населенный пункт не имеет материальной базы для содержания большого количества бездомных животных или бюджет города не располагает достаточными средствами для содержания неопределенное время непригодных для пристройства животных в приюте, так как у городской громады существуют более насущные нужды, это можно расценивать, как невозможность применения биостерилизации ко всем отловленным бездомным животным.
Согласно ст. 17 Закона эвтаназия животных допускается в следующих случаях:
<....>
- при необходимости усыпления новорожденного приплода животных;
- при регулировании численности диких животных и животных, которые не содержатся человеком, но находятся в условиях, полностью или частично созданных деятельностью человека (речь идет о бездомных кошках и собаках);
- при необходимости усыпления животных, которые больны бешенством или другим особо опасным заболеванием или являются носителями особо опасного заболевания;
- при необходимости обороны от нападения животного, если жизнь или здоровье людей находится в опасности.
Действующим законодательством Украины не допускается нахождение бездомных собак на территориях населенных пунктов.
Согласно ст. 24 Закона:
«Собаки, независимо от породы, принадлежности и назначения, в том числе имеющие ошейники с номерными знаками и намордники, но находящиеся без владельца на улицах, площадях, рынках, в скверах, садах, на бульварах, пляжах, в общественном транспорте, дворах и других общественных местах, считаются бездомными и подлежат отлову.
<....>
Отловленные бездомные домашние животные в течение 7 дней со дня их отлова обязательно содержатся на карантинных площадках службы или предприятия, осуществляющего отлов, и могут быть возвращены владельцам с разрешения ветеринарного учреждения после предъявления регистрационного удостоверения и оплаты стоимости затрат на отлов и содержание.
Отловленные бродячие домашние животные в течение 5 дней со дня их отлова содержатся на карантинных площадках службы или предприятия, осуществляющего отлов, и могут быть переданы специализированным организациям по их желанию для передачи их в специализированные приюты. <....>»
Из этого следует, что отловленные животные должны содержаться на муниципальных карантинных площадках установленное Законом время (5-7 дней), при этом передача животных в приюты не является обязательной нормой, а производится в случае изъявления желания специализированных организаций принять этих животных в приют. Если же не объявился владелец животного и никакая организация не изъявила желания забрать бездомное животное для дальнейшего содержания, в таком случае к животному возможно применение гуманной эвтаназии из экономических побуждений (отсутствие возможности дальнейшего содержания).
4. Регулированию численности подлежат бездомные животные, которые:Безвозвратный отлов бездомных животных также предусмотрен «Порядком проведения мероприятий, необходимых для сокращения численности животных, представляющих опасность», утвержденного приказом Министерства охраны окружающей среды Украины от 28.09.2010 N 425.
- причиняют вред компонентам природной среды, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц;
- причиняют вред сельскому, лесному, охотничьему и (или) рыбному хозяйству;
- доставляют беспокойство жителям населенных пунктов;
- создают угрозу или препятствуют транспортному движению, функционированию линий электропередач, промышленных и военных объектов;
- родились с отклонениями в физическом развитии, больны или являются носителями возбудителей болезней, опасных для жизни и здоровья других животных или людей;
- численность которых угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- создают угрозу возникновения эпизоотий.
Эвтаназия животных осуществляется на основании «Методических рекомендаций по проведению эвтаназии животных», утвержденным приказом Государственного комитета ветеринарной медицины № 365 от 07.09.2010 г.:
а) неадекватное агрессивное поведение, которое не позволяет содержать животное в условиях общения с человеком и другими животными, в том числе идиопатическая агрессия (синдром внезапной ярости);
б) проявление сильного психологического истощения (обсессивно-компульсивный синдром или невроз навязчивых состояний) или страдания во время длительного содержания в приюте;
в) возникновение особо опасных инфекционных болезней, в том числе общих для человека и животных;
г) патологическая боязнь;
д) при необходимости умерщвления новорожденного приплода;
е) отсутствие социализации на человека в результате ранней сенсорной и социальной депривации (одичание);
ж) при регулировании численности животных, для которых нет возможности применять методы биостерилизации (кастрации) или других биологически обоснованных методов.
18 сентября 2013 года Украиной была ратифицирована Европейская конвенция по защите домашних животных (далее Конвенция), учрежденная 13 ноября 1987 в Страсбурге. В статье 3 Конвенции сказано, что никто не должен оставлять домашнее животное на произвол судьбы. А согласно определению ЗУ «О защите животных от жестокого обращения» бездомные животные – это домашние животные, оставшиеся без попечения человека или образовавшие полусвободные группирования.
Кроме того, в ч.ч. 1, 2 ст. 12 Конвенции сказано «Когда общество считает, что количество бездомных животных представляет для него проблему, оно осуществляет законодательные и (или) административные меры, необходимые для уменьшения их количества способом, который не вызывает боли, страданий или мучения, которых можно избежать:
a. Такие меры должны соответствовать следующим требованиям:
i) если необходимо отлавливать таких животных, то это должно проводиться с причинением им минимальных физических и психических страданий;
ii) независимо от того, будут ли эти животные содержаться в приюте или будут усыплены, осуществляться это должно в соответствии с принципами, изложенными в настоящей Конвенции ».
Никакой нормой ни Закона, ни каких-либо других нормативно-правовых актов не предусмотрено выпускание отловленных бездомных собак на улицы населенных пунктов.
7. Мифы о методе ОСВ.
Сторонниками внедрения метода ОСВ по отношению к бездомным собакам высказываются следующие предположения:
- массовое изъятие собак с определенной территории может приводить к распределению животных на освободившиеся территории;
- стерилизованные собаки будут охранять свою территорию от «чужаков»; вакцинированные от бешенства бездомные собаки будут способствовать предотвращению заражения бешенством людей и домашних животных, образуя, так называемый, барьер между дикой природой и населенными пунктами;
- такой метод приводит к сокращению численности безд.животных, т.к. стерилизованные собаки умрут от старости, не давая потомства.
Однако, на сегодняшний день в мировой практике не существует научных данных, подтверждающих перечисленные предположения.
Используемая литература и источники:
- Руководство по гуманному регулированию численности собак Международной коалиции зоозащитных и ветеринарных организаций (ICAM).
- Terrestrial Animal Health Code, OIE, 2011
- «Обзор стратегий контроля популяций безнадзорных (бездомных) собак и кошек в 31 стране». Отчет Всемирного Общества Защиты Животных (WSPA) и Королевского Общества Предотвращения Жестокости к Животным – Международное отделение (RSPCA International, Великобритания) (2006 – 2007). Автор: Луиза Тэскер.
- Санитарный кодекс наземных животных, МЭБ, 2012 г.
- Материалы интернет-конференции Продовольственной и сельскохозяйственной Oрганизации объединенных наций «Форум по управлению популяциями собак», 2010г.
- Национальное законодательство по защите животных Финляндии, Нидерландов, Австралии, США.
- Информация с интернет-сайтов приютов
- Верещагин А.О. Учет численности безнадзорных и бесхозяйных животных (собак) на территории г. Москвы, 2006 г.
- Mannhart T. A catch-neuter-release project for free-roaming dogs and cats in Rhodes, Greece: Problem analysis and effectiveness of the strategy / Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde an der Vetsuisse-Fakultät der Universität Bern, 2007. – 41 р.
- Reece JF et al. Fecundity and longevity of roaming dogs in Jaipur, India. // BMC Vet Res. 2008 Jan 31;4:6.
Attachment | Size |
---|---|
Презентация - Муниципальная служба обращения с животными. Выбор стратегии. | 6.75 MB |